X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Незабытое слово «новатор»

Тот, кто считает рабочие специальности скучными, — ничего о них не знает. На самом деле, в них -огромный простор для творческой мысли.

Для лучшего рационализатора Тюменского отделения Свердловской железной дороги Владимира Пыткеева эта истина неоспорима. Он много лет работает с железками и давно понял, что нет такой детали или такой машины, которую нельзя было бы усовершенствовать. Только за прошлый год он внедрил 18 рацпредложений с общим экономическим эффектом почти в 150 тысяч рублей.

Владимир Михайлович прекрасно знает, что чаще всего, чтобы найти новый подход, не требуются особенные затраты: надо просто быть сосредоточенным и очень внимательным к тому, что тебя окружает. В этом смысле железнодорожная специфика -среда благодатная. Как на всяком опасном производстве, здесь необходимо постоянное и повышенное внимание: несущественная, на первый взгляд, мелочь может оказаться весьма значимой. Может быть, потому на железной дороге еще не умерло движение новаторов, здесь оно поощряется, развивается, причем не только в среде старых кадров, но и среди молодежи.

Так, за прошлый год в Тюменском регионе заявки подали 325 человек, в производство внедрено 558 рацпредложений, в том числе 45 из них принадлежат молодым специалистам. Экономический эффект составил почти полтора миллиона рублей.

Главный механик эксплуатационного вагонного депо Пыткеев никогда не считал, сколько раз придумывал новое. Ему кажется — так он работал всегда. С первых дней, когда еще пацаном ради интереса ходил к отцу на завод (тогда он назывался Пышминский тракторный). Вначале просто помогал, подавал какие-то детали или просто раскладывал их по местам, — а потом стал подмечать, где, что и как устроено, что можно бы сделать по-другому. Например, однажды они с другом придумали специальные стяжки для того, чтобы быстрее и легче «вытягивать» кабину трактора после капитального ремонта. Правда, тогда никто и не называл это рацпредложением и, тем более, не оплачивал. Станки и техника были на таком уровне, что все время приходилось что-то подлаживать, подстраивать под себя, делать удобнее, чтобы экономить усилия — ведь многие операции выполняли вручную, да и для перемещения тяжестей приспособлений было маловато.

И сейчас, считает Владимир Михайлович, в рацпредложении самое главное — достичь удобства в работе. «Я — рабочий старой закваски, — говорит он о себе, -и нас учили, прежде всего, думать о людях, о том, чтобы облегчить их труд».

Недавно, например, они с бригадой решили усовершенствовать работу механизмов на сварочной линии. Раньше сварщикам частенько приходилось бегать «стометровки» от одного шкафа к другому, чтобы поставить необходимую деталь. А все почему? Не было продумано такой мелочи, как подставка под инструменты. Винтики, болтики, насадки неизбежно падали, терялись. Стоило придумать и установить специальные стойки, где можно разложить «джентльменский набор» инструментов и запчастей — и сварщикам стало работать намного удобнее (кстати, на стойках — идеальный порядок, такой не у каждой хозяйки на кухне увидишь).

Или другой пример. На той же сварочной линии часто требуется перемещать силовой кабель. Раньше его таскали туда-сюда по проложенному возле путей деревянному желобу. Изоляция стиралась, и кабель быстро приходил в негодность. Пыткеев предложил прикрепить к каждому козловому крану катушки для намотки кабеля. Мелочь? Ерунда? Но прошел год, и кабель еще не меняли ни разу, а стоимость его около 18 тысяч рублей.

За ценой предложения Владимир Михайлович никогда не гонится. Хотя размер премиальных от этого все-таки зависит. Помимо выплачиваемых двух тысяч рублей за каждое внедренное ноу-хау, есть еще и процент от экономического эффекта. Конечно, не скрывает он, новаторство — дополнительный заработок, но если думать только о деньгах, считает Пыткеев, голова перестанет работать.

Может, в таком его «нерациональном» отношении к жизни сказывается отцовская школа? Отец всегда учил: «Никогда не бери чужого, лучше отдай свое». Вот он и отдает. Приносит доход предприятию, заботится о тех, кто трудится рядом. Много ли получает от этого сам? Всего деньгами не измеришь. Уважение коллег, самоуважение, удовольствие от работы — то бесценное, что хотелось бы сохранить на всю жизнь и передать детям.

И хотя из четверых только младшая дочь выбрала железную дорогу (окончила колледж), за них он спокоен. К жизни они относятся правильно: с душой — к людям и с умом — к делу.

***
фото: Владимир Пыткеев;Один из членов бригады Владимира Пыткеева слесарь Сергей Козлов в мастерских эксплуатационного вагонного депо Войновка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта