Молодость как утро жизни
Мне впервые подумалось, что в музее изобразительных искусств надо назначать свидания. Прямо с утра.
Тем более что в зале, где работает экспозиция «Утро», и кофе можно выпить, и музыка куда лучше, чем в городских кафе. А об атмосфере, которая тут царит, можно потом рассказывать знакомым и советовать обязательно сходить на выставку.
Правда, идея со свиданиями пока пришла в голову только мне, потому что посетителей немного: вдоль увешанных картинами стен прогуливаются всего две девушки, Татьяна и Мария, гостьи из Новосибирска. И у дальней стены, вооружившись ножницами, поправляет экспозицию куратор выставки Ирина Яблокова.
— Картины развешивали сами художники, кто как сумел, — улыбается она. — Я теперь немного переделываю, чтобы все правильно было, по-музейному.
Выставку открывали не то чтобы в большой спешке, но все же торопясь. Ирина Владимировна говорит, что в плане работы она не значилась. Но когда зал на втором этаже освободился, Павел Головин, директор музейного комплекса, разрешил занять его совсем молодым художникам, которые просили выделить место для их работ еще в мае, накануне «Музейной ночи».
— Тогда мы вынуждены были отказать художникам Артему Долгих и Ольге Кузнецовой, которые пришли с предложением собрать в одном зале молодежную живопись и графику, — рассказывает Ирина Владимировна. — Потому что программа «Музейной ночи» уже была сформирована, и поздно было ее менять. Но зато теперь — вот! Выставка «Утро».
Чтобы договориться с художниками, понадобилось меньше месяца. А их набралось больше сорока человек! Основная масса — студенты и выпускники художественных и дизайнерских отделений тюменских вузов. Хорошо, что у музея есть опыт работы с молодежью, стоит вспомнить хотя бы выставки прошлых лет «Охра тертая» и «Частная комната». Так что номера телефонов имелись, но художники, как это свойственно творческим людям, начали приносить свои работы за несколько дней до открытия.
— Общей концепции не было, — пожимает плечами Ирина Яблокова. — Хотя мы всегда начинаем с нее. Но в этот раз пришлось сначала собрать экспозицию, а потом уже придумать для нее название «Утро». Ведь выставка — это взгляд молодых на мир, а молодость — это утро жизни!
Отбор работ, конечно, был. Собралась комиссия во главе с Александром Новиком, руководителем тюменского отделения Союза художников России. Но строго судить принесенные картины и керамику комиссия не стала. Все-таки, в первую очередь, музейным работникам хотелось показать разнообразие тем, красок, подходов и техник авторов, чтобы и самим понять, как лет через десять будет выглядеть тюменская живопись.
Пока можно сказать, что выглядеть она будет, и правда, разнообразно. И свежо — хотя, казалось бы, что нового можно придумать в поэзии, прозе или работе с красками? Наверное, даже затертые сюжеты освежает мироощущение автора, которое у каждого человека неповторимо.
Потому-то никак не отпускают черно-белые полотна Дениса Ильина, в «Доме напротив» Светланы Суменковой чудятся сразу все тюменские деревянные памятники архитектуры, а «Цирк» Юлии Михайловой хочется повесить на стену дома и любоваться ее клоунами, под нарядным гримом которых проступает грусть. А рядом множество радостно узнаваемых персонажей книг: рыженькая «Пэппилотта» Анастасии Адамчук, невиданные сердитые зверята, придуманные Туве Янсон и нарисованные Марией Мощенской, минотавр Марии Горбуновой.
Напротив окна — две полосы ткани — батик Анны Сойту и Виктории Захаровой «Старый город». Лучи солнца «простреливают» ткань насквозь, делая ее похожей на витражное стекло.
Отдельный уголок занимают керамические работы студентов академии культуры, искусств и социальных технологий (отделение декоративно-прикладного творчества). Это самая сильная школа керамистов в городе.
Среди тех, кто учился или учится живописи, графике или дизайну, попадаются филологи, биологи и даже студенты-медики.
Портрет любимого писателя студентки медицинского колледжа Ольги Малютиной комиссия оценивала тщательно. Хотя, по-моему, грустное и доброе лицо Курта Воннегута, чуть улыбающееся из картинной рамы, ничуть не уступает работам дипломированных специалистов. Но комиссия должна была убедиться, что в зале музея ИЗО появятся только достойные работы.
На мою просьбу оценить экспонаты с точки зрения их художественной ценности Ирина Яблокова вдруг сказала:
— Знаете, что мне нравится в этих работах? В них нет агрессии. Есть ирония по отношению к окружающему миру, есть насмешка. Грусть, созерцательность. Но не злость. Взгляд молодежи на мир вдохновляет. Таким вот получилось «Утро» — вдохновляющим.
***
фото: Гостьи из Новосибирска Татьяна и Мария впервые в тюменском музее ИЗО;Куратор Ирина Яблокова исправляет оформительские ошибки;Дизайнерские плакаты Марины Муратовой пестрят веселыми высказываниями и философскими вопросами.