Кино — тяжелая работа
Сына вызвали на съемки.
В фильме, который снимают сейчас в Тюмени по повести Владислава Крапивина «Бегство рогатых викингов», у сына крохотная роль. Фактически в массовке. Однако он очень ждал работы в кино и был готов к ней каждую секунду.
О съемке известили за полчаса до съемки.
Я вскочила, подняла сына, вызвала такси, дочке молниеносно поменяла подгузник, засунула ее в слинг, и мы — не помывшись, не побрившись — понеслись к Знаменскому собору, указанному в качестве ориентира.
Место встречи нашли не сразу. Хотя оно хорошо знакомо каждому образованному человеку. Здесь находится магазин дешевых колготок. Яркую надпись «Колготки» трудно не заметить. Если же все-таки кто-то из образованных людей не знает о магазине колготок, можно сказать, что напротив расположена кофейня «Максим». Или, например, поликлиника — она слева от колготок. Наконец, есть третий ориентир — университетская библиотека, справа от колготок.
Нам, однако, сказали про Знаменский собор, а потом — про церковь Михаила Архангела, и мы пошли уже к архангелу, да по пути, слава богу, встретили ассистента по актерам.
Через сорок минут после назначенного времени пришла съемочная группа (съемки начались на другой площадке, неподалеку от колготок), и режиссер сказал, что эпизод наш маленький, не потребует много времени: надо снять, как мамы ведут детей в школьный лагерь, и дети несут краску (оранжевую краску разлили из ведра по банкам тут же, на месте).
Однако прежде надо снять другой маленький эпизод: диалог мамы (актриса «Ангажемента») с мальчиком и шествие «викингов».
Подготовка этого маленького эпизода, репетиции и съемка заняли полтора часа. Викинги выходили и выходили из ворот, дубль за дублем, пугая прохожих. Шедший мимо старичок посмотрел злобно и перекрестился на мальчишек в рогатых шлемах.
Вскоре режиссер распорядился выставить кордон за несколько метров от площадки: две девушки твердили прохожим «пожалуйста, идите прямо, не смотрите на камеру», «идите прямо, не поворачивайте голову».
Зазвонили колокола, народ повалил из Знаменского, преимущественно женщины в белых платочках. Хороший получился эпизод: ведет мама сына в школьный лагерь, а навстречу женщины в белых платочках. Типичная картина пятидесятых годов прошлого века.
Крапивин писал о своем детстве, и по тексту сценария заметно, что действие происходит в советском прошлом, хотя автор пытался осовременить реалии: там упомянул мобильный телефон, здесь компьютер. Нет, дух времени не выветришь.
Издатель М. шел из поликлиники. Узнав у меня, что происходит, он начал перехватывать женщин в белых платочках и говорил им: «Не ходите туда, там Крапивин! Вы знаете Крапивина? Это серый литератор! Это не литература, а детская идеология!» Не знаю, понимали это женщины в платочках или нет, но издателя М., такого активного, они пугались и шарахались в сторону от съемки. М. сработал эффективнее, чем выставленный режиссером кордон.
Дочка рассматривала людей, потом уснула. Проснулась, и я покормила ее, пристроившись на киношном чемодане (его положили на газон, и сопровождающие детей мамы с бабушками использовали его вместо скамейки).
Наконец, подошла очередь «нашего» эпизода.
Оператор предложил сменить место съемки, режиссер согласился. На решение повлияла вывеска «Колготки»: нахально лезла в кадр. Было решено, что в картинке слишком много рекламы.
Съемки с участием сына затянулись, мы с дочкой уехали домой, дежурить остался мой брат, его сменил муж. В общем, караул менялся.
По возвращении сын рассказал, что совершил нечто необычайное: познакомился с «английским мальчиком».
— Там было два английских мальчика. Одного зовут Митчел, другого Дэниел. Как хорошо знать английский язык! Я сказал «Ай Майкл» — и протянул руку.
Позже мы выяснили, что это были австралийские мальчики. Не хватало детей для съемки эпизода, режиссер ловил детей на улице, и тут как раз мимо шли австралийские Митчел и Дэниел.
У знакомой в «Викингах» занят сын, она рассказала, что после первого съемочного дня он пришел домой выдохшийся: «Теперь я понимаю, каково приходится папе!» Папа у него работает актером.