Ознакомьтесь с приговором
Тюменский областной суд совершил информационный прорыв. Теперь на официальном сайте в открытом доступе публикуются приговоры и решения судей.
Поверьте, читаешь обвинительный приговор убийце, как детектив. Только понимаешь, что это — правда жизни, а не какие-нибудь Улицкая или Маринина (при всем уважении к обеим писательницам).
В марте в зале суда я слушала приговор Александру Бейкину и Хаялу Тагиеву. Нашумевшее уголовное дело по организации убийства городского депутата Владимира Пискайкина вызвало, как принято говорить, большой общественный резонанс. Областной судья читал его минут сорок. Причем в этом акте рассказывалось: как и кем готовилось покушение, сколько денег фигурировало в разные периоды подготовки, какой умысел преследовал заказчик и даже адреса явочных квартир. Но ответ на главный вопрос — зачем понадобилось заказчику платить за организацию убийства значительно больше денег, чем он, якобы, был должен потерпевшему — так и не прозвучал. Наверное, это так и останется загадкой — хотя уже не важно. Присяжные заседатели по этому уголовному делу вынесли свое решение: не виновен. Оправдательный приговор подтвердил и Верховный суд РФ, куда обратилась потерпевшая сторона с кассацией. В общем, приговор вступил в законную силу. Именно этот факт считается отправной точкой для обнародования. Я проверила: приговор по этому делу на сайте областного суда «вывешен». Только вместо фамилии потерпевшего там указана лишь первая буква — «П». Нет ни адреса проживания, ни другой личной информации фигурантов дела. Подобная «обезличенность» существует в тексте всех судебных решений, готовых к размещению на сайт — уголовных, гражданских и административных.
… О банке судебных решений говорили давно. Например, в соседней Челябинской области это — многолетняя практика. Тюменская область позволила себе нововведение с 1 июля, дня выхода федерального закона N 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».
Председатель областного суда Анатолий Сушинских до сих пор не знает, каких последствий ожидать. Его опасения понятны: с одной стороны стоит новый закон, с другой — Конституция РФ, гарантирующая защиту прав и свобод личности. Опять же, если дело касается споров по кредитам или трудовым отношениям, то нельзя нарушить закон о тайне вкладов и закон о защите персональных данных работника.
В общем, кругом «минное поле». И если чуть-чуть проморгать, то и судья может схлопотать иск о нарушении прав гражданина, чьи личные данные случайным образом «засветил».
— Приходится, как канатоходцам, балансировать на грани и быть очень осторожными, — говорит Анатолий Сушинских.
Другая проблема, с которой столкнулись судьи, взвалив на свои плечи « информационную открытость», — отсутствие времени. Прежде чем поставить на сайт текст приговора, его надо «вычистить» от того личного, о чем говорилось выше.
Нагрузка на судей впечатляет: только за первое полугодие через все суды области прошло более ста тысяч дел. Каким из них быть на сайте? Пока отбор ведут по направлениям (кредиты, жилищные споры, ДТП, о защите чести, достоинства и деловой репутации и т. д.), чтобы сформировать практику. Зашел человек на сайт, посмотрел на подобный своему вариант развития событий и сделал выводы. Учитывая, что граждане стали чаще обращаться в суды за защитой своих прав, возможности правильно оценить свою ситуацию у них увеличились.