X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Прицеп, который всему голова

На заводе сейчас самая горячая пора: последняя доводка продукции перед отправкой ее потребителю -на лесозаготовительные предприятия Хабаровска.

Предприятие «Сибирь Трейлер» обосновалось на тюменской земле девять лет назад. Инициатором рождения машиностроительного завода по производству прицепной техники стал Сергей Собянин, тогда — губернатор Тюменской области. Из российских регионов пригласили квалифицированных менеджеров и специалистов. Нашлись и необходимые помещения — простаивающие цеха «Тюмень-газстроймаша».

За девять лет предприятие разрослось, заняло два заводских цеха и освоило производство основных групп прицепной техники: тяжеловозных прицепов, полуприцепов-самосвалов, самосвальных шасси, кузовов самосвальных надстроек и других. Но наибольший спрос оказался на продукцию, предназначенную для лесного комплекса. На заводе говорят, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири тюменские тяжеловозные автопоезда с прицепной техникой компании «Сибирь Трейлер» вытеснили с рынка даже японские аналоги.

Но и это, говорят на предприятии, не предел достижений. Почти при полном отсутствии в России хороших лесовозных дорог, предприятия, специализирующиеся на производстве прицепной техники, без работы не останутся. Согласно статистике в среднем по стране на каждую тысячу гектаров лесов приходится чуть более километра лесовозных дорог, большинство из которых разбиты и нуждаются в капитальном ремонте.

Но для производителей прицепной техники этот дорожный минус только в плюс. Там, где отказывается работать импортная техника, российские Кулибины додумывают и доделывают нашу под конкретные возможности и потребности лесовывозки. На «Сибирь Трейлере» научились усиливать готовые узлы и агрегаты, чтобы техника безотказно «пахала» при любой погоде и на любом бездорожье.

Впрочем, если пройтись по цехам предприятия, этот героический настрой, творческий порыв и амбициозные планы увидишь и почувствуешь не сразу. Люди просто честно трудятся. Причем многие здесь — «люди пришлые». Приезжают в Тюмень вахтой из Курганской , Свердловской, Челябинской и других областей. Две недели на заводе — две недели дома. Может быть, мотаться туда-сюда и неудобно, но если ты как специалист востребован, то поедешь хоть на край света.

Вахтовый метод удобен и для предприятия. У него — более широкий выбор. В Тюмени три десятка высококвалифицированных сварщиков сразу и не наберешь, а если поискать по соседям, можно найти нужных спецов и пятого, и шестого разряда. Хотя, говорит Олег Катугин, начальник сборочного цеха, разряд — внешний ориентир, главное то, как человек работает.

Преимущества «вахтовиков», считают на предприятии, еще и в том, что у них сдельная оплата труда. В этом главный стимул производительности. Расслабляться, отвлекаться, перекуривать некогда, а значит, показатели качества и количества выходят на первое место.

Металл, необходимый для производства, на предприятие завозят из Магнитогорска и Нижнего Тагила. Стальные листы поступают на заготовительный участок. Затем их сортируют и отправляют на первичный «раскрой». Более тонкие попадают под пресс-ножницы, а те, что потолще (от 12 до 30 мм), обрабатывают плазменной резкой. Затем металлические пластины отправляются под гибочный пресс. Здесь резчик металла Сергей Тарасов с помощью многотонной чудо-машины может «согнуть в рог» металлическую заготовку толщиной до восьми миллиметров и длиной до двух с половиной метров. По чертежах, прилагаемым к будущей детали, он может сделать ее квадратной, четко обозначив углы, или завальцевать, то есть закруглить.

Под гибочный пресс идет не каждая деталь. Чаще требуется сделать отверстие определенной конфигурации и диаметра. От точности такой работы зависит качество сборки конструкций, поэтому сверловщики здесь — люди нужные и почитаемые, многие работают на предприятии с самого его основания. Например, Михаил Карпов приехал в Тюмень из Челябинска и верен « Сибирь Трейлеру» с первого дня.

С заготовительного участка детали поступают в сварочный. Гидравлическими штабелерами их рассортировывают по открытым стеллажам, как книги в библиотеке. И там каждая дожидается своей очереди на дальнейшую обработку. Одни потом будут соединять, сваривать, другие, которые не поддались обычным станкам, — разрежут газорезкой. Причем, по мнению газорезчика пятого разряда Олега Ковалева, с небольшими деталями и маленькими партиями иметь дело интересней. Глаз не замыливается, рука не привыкает, и работа получается не просто монотонной, а творческой. А когда есть интерес, то и любая сложность нипочем, считает и электросварщик пятого разряда Григорий Шмак. На завод он пришел, точнее, приехал шесть лет назад из Сухого Лога, городка в Свердловской области, его отобрали как лучшего из десятка других претендентов.

Подготовленные металлические «полуфабрикаты» отправляются в дробеструйную камеру. Там с металла сбивается ржавчина и ненужный сварочный облой. И вместо рыже-черных кусков железа на выходе — серебристая сталь. На такую очищенную поверхность и краска ложится как влитая, и окончательная обработка на шлифовальных станках проходит лучше.

Шлифовщики — особая заводская каста. Хорошие шлифовщики — на вес золота. В основном, это старые кадры, молодежь на рабочие специальности сейчас не рвется, а если и приходит, то классными специалистами становится не сразу. На мастерство нужны годы. Например, шлифовщик Олег Бутаков в этой профессии почти 40 лет. Когда-то приехал в Тюмень из Якутии, и вот уже 27 лет в этом цехе. Пришел, когда здесь еще располагалось предприятие «Тюменьгазстроймаш». С тех пор, говорит, столько хозяев поменялось, а я все еще тут. Не устал ли за четверть века? А что в том особенного, удивляется, раньше, при царе, мужики по 25 лет в армии служили и не роптали. Это сейчас молодежь настоящей мужской работы боится.

Впрочем, молодежь на заводе все-таки есть. Самого молодого специалиста мы нашли в конструкторском бюро. Дмитрий Бетехтин недавно окончил Современную гуманитарную академию по специальности «программист» и решил устроиться не в какую-нибудь контору, а на машиностроительное предприятие. Здесь, говорит, — задачи посложнее. Иногда голову приходится поломать, чтобы в «Автокаде» найти оптимальную раскладку деталей.

На выходе с предприятия, возле проходной, мы наглядно смогли оценить результат работы всего коллектива. Сияя красной и синей краской, здесь стояли новенькие трубовозы, способные перевозить 36-метровые трубы-плети для нефтяников и газовиков, тяжеловозные 53-тонные полуприцепы для транспортировки тяжелой техники и полуприцепы, берущие на свой борт до трех 30-тонных связок бревен. И в каждой этой махине была частица труда всех, кого мы только что встретили в цехах завода.

***
фото: На заготовительном участке — приемка металла;Идет сварка деталей;Сверловщик Михаил Карпов;Полуприцепы готовы к отправке.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта