X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Лучшие времена Тиниана

29 июля 1945 года в Филиппинском море был потоплен тяжелый крейсер «Индианаполис». Он напоролся на японскую подлодку; в него было выпушено шесть кислородных торпед «кайтен», управлявшихся добровольцами-смертниками. Одна из торпед попала в центр энергоснабжения, поэтому «Индианаполис» даже не смог послать сигнал бедствия. Крейсер водоизмещением 12755 тонн, имеющий 185 метров в длину и двадцать в ширину, затонул через пятнадцать минут. Четверо суток моряки провели в открытом океане и только 2 августа были случайно обнаружены с самолета. Из 1199 членов экипажа спаслись 316.

История не терпит сослагательного наклонения. Но трудно не думать о том, как повернулся бы ход событий, если бы «Индианаполис» повстречался с подлодкой тремя днями раньше. 26 июля он доставил на остров Тиниан компоненты для атомных бомб. Одна из них 6 августа разорвалась в небе над Хиросимой. Вторая 9 августа спалила Нагасаки.

«Ну, не знаю, не знаю», — пробормотала я, посмотрев на самолетик. Мы сидим совершенно одни в накопителе аэропорта острова Сайпан.

— Что, боишься? — спросил муж.

— Нет. Просто уж очень он маленький. Фанерный, что ли…

Однако нет — самолет РА-28 «Cherokee» не фанерный, а цельнометаллический, хотя и довольно старенький. Их, если я не ошибаюсь, уже лет тридцать как сняли с производства.

Через стекло наблюдаем, как самолетик готовят к рейсу. Подошел мужик, посмотрел на колеса. Попинал. Уперся двумя руками в крыло и прокатил самолетик два шага. Завел мотор, сел и куда-то уехал. Через несколько минут вернулся. Муж считает, что он ездил заправляться.

Между Сайпаном, столицей Содружества Северных Марианских островов, и островом Тиниан, находящимся всего в нескольких километрах, нет регулярного авиасообщения. Летает воздушное такси. Шесть мест, не считая пилота. Мы приехали в аэропорт около десяти утра, нашли за стойкой регистрации какого-то дядьку и просто сообщили ему, что нам надо на Тиниан. Он положил на стойку обрывок бумажки и попросил записать наши имена и вес в фунтах. Пришлось всем по очереди встать на весы для взвешивания багажа.

Интересно, что вне зависимости от веса детский билет стоит 74 доллара, а взрослый 84.

Дети, представьте, что мы летим на пляж на самолете. Нам прежде приходилось из экономии останавливаться в отелях не на побережье и добираться до пляжа на машине или автобусе. Но чтобы на самолете — такое в первый раз. Через десять минут будем на месте. От Сайпана до острова Тиниан всего четыре с половиной километра.

Мы молчим относительно настоящей цели полета. Мы не уверены, что дети нас поддержат. Но побывать на Северных Марианских островах и не увидеть взлетно-посадочной полосы острова Тиниан — это было бы неправильно. Вот она, в иллюминаторах — как на ладони.

С этой взлетно-посадочной полосы 6 августа 1945 года в 2-45 поднялся тяжелый бомбардировщик «Энола Гэй» с ядерной бомбой на борту. В 8-15 эта бомба была сброшена на Хиросиму. Отсюда же 9 августа полетел такой же груз в сторону Нагасаки.

Тиниан крошечный, всего сто квадратных километров. Однако третий по величине в Марианском архипелаге. С самолета хорошо видны густые джунгли и белые полоски пляжей. Главный «город» — деревня Сан-Хосе, здесь есть церковь, больница, публичная библиотека и отдельное, очень солидное с виду здание — департамент по контролю за игорными заведениями и казино. Собственно, надо было в единственном числе написать — контроль за игорным заведением, потому что на острове есть единственное казино в единственном же отеле «Tinian Dynasty». Я читала, правда, о намерениях японских бизнесменов «превратить Тиниан в азиатский Лас-Вегас» , построив еще несколько казино, но это еще до кризиса выглядело утопией. Народу на острове совсем нет. Никому не нужны казино, поля для гольфа и прекрасные пляжи.

Тиниан знавал и лучшие времена. В 1914 году Марианские острова оккупировали японцы, сахарный король Харудзи Мацуе распахал джунгли, засеял плодородные вулканические почвы тростником, и маленький остров начал экспортировать в Японию сахар. Правда, племена чаморро, заселившие Микронезию несколько тысяч лет назад (достоверно не известно, откуда они явились), работать на японского дядю не захотели, и потому пришлось завозить рабочую силу — безземельных крестьян с Окинавы.

Ну, Харудзи Мацуе тоже был не сахарный: он отомстил чаморро, уничтожая кокосовые пальмы и скупая их землю, а затем начал производить тростниковый ром, что, надо признаться, не лучшим образом сказалось на местном населении.

Японцы первыми оценили стратегическое положение Марианских островов — посреди Тихого океана, на полпути между Японией и Америкой. Вторыми осознали ценность этих вод американцы. Американцам нужен был плацдарм в Тихом океане для решающего наступления на Японию. Рассматривалось два варианта — Филиппины и Марианы.

Я читала, что на судьбу Марианских островов повлияло изобретение летающих крепостей Б-29. Они были мощными, но дальность их полета была ограниченной. С Филиппин они бы не достали до Токио. Вернее, достать-то достали бы, но не сумели бы вернуться на базу. А из Марианских островов наилучшим местом для размещения аэродрома был остров Тиниан. Большой и плоский коралловый атолл, с разветвленной сетью шоссе и даже железной дорогой, построенной Харудзи Мацуе. Был здесь и военный аэродром. Короче, лучшего и придумать нельзя. Дело оставалось за малым: отобрать остров у японцев.

Американцы, для начала овладев более крупным и густонаселенным Сайпаном (что оказалось не так легко, но об этом в другой раз), принялись за Тиниан.

В восемь часов утра 24 и юля 1 944 года морские пехотинцы высадились на одном из пляжей Тиниана. Мы были на этом пляже. Белый песок, зелены е кокосовые пальмы — и никого. Рядом японский дот. Рита заглянула туда (он очень маленький, взрослому человеку трудно пролезть). Говорит: в углу сложены деревянные таблички с иероглифами, подобные тем, что мы уже видели на японском кладбище. Значит, кто-то все же приезжает сюда. Из узкой бойницы виден пляж, хорошо простреливается. Немало американских солдат погибло тут. Но и доту досталось, как следует. В бетоне множество следов от попаданий снарядов.

Поддерживаемые артиллерией с Сайпана (орудия лупили через пролив, разделяющий эти два острова), американцы понемногу продвигались вглубь Тиниана. Остаткам японского гарнизона ничего не оставалось, как совершить массовое самоубийство. К 1 августа остров был в руках американцев.

Что было потом? «Морские пчелы» в кратчайшие сроки покрыли его сетью инженерных сооружений. Говорят, он чем-то напомнил им Манхэттен, и потому главную дорогу острова назвали Бродвеем. Она и сейчас так называется. Мы пару раз проехали по этому Бродвею. Встретили один автомобиль. И еще памятник «морским пчелам». «Морские пчелы» — самоназвание строительных батальонов, по-английски construction batallions, сокращенно CB (сиби). Звучит как sea bee -морская пчела. Я читала, что из-за энтузиазма «морских пчел», наловчившихся в кратчайшие сроки строить аэродромы, была похоронена идея промышленного производства истребителей-гидропланов. Оказалось, что превратить целый остров в «непотопляемый авианосец» (выражение Всеволода Овчинникова) — быстрее и дешевле. Так «морские пчелы» построили на Тиниане лучшую в мире взлетно-посадочную полосу: шириной в шестьдесят и длиной в 2600 метров. Она и сейчас прекрасно выглядит, хотя местами асфальт потрескался, и сквозь трещины лезут какие-то колючки.

О том, что американцы делали на Тиниане, нам рассказывают несколько очень скромных мемориальных табличек. К примеру, одна из них гласит: «Девятая бомбовая группа. С девятого февраля по второе сентября 1 945 года на самолетах Б-29 совершила 2012 вылетов, 1843 из которых были боевыми и длились от 13 до 16 часов. 25 летчиков были убиты, 98 пропали без вести».

… Сахарный тростник на Тиниане был полностью выжжен. После войны американцы с самолета засыпали остров семенами быстрорастущего кустарника. Этот кустарник и сегодня покрывает большую часть Тиниана.

Жарко, жарко. Кажется, это самый жаркий день. Термометр в машине показывает 90 градусов (по Фаренгейту), а мы ползаем по квадрату японского военного аэродрома. Осмотрели руинированные здания: администрация аэродрома, центр управления, бункеры. Ни памятника, ни мемориального знака, лишь небольшие таблички, скупо информирующие о том, что здесь был склад атомных бомб номер один (где лежал «Малыш» для Хиросимы), чуть поодаль — склад атомных бомб номер два («Толстяк» для Нагасаки).

Ни памятника, ни мемориального знака… Может, так и лучше. Эта взлетно-посадочная полоса и есть сама по себе памятник. Как и весь Тиниан — маленький, ничем более не примечательный остров посреди Тихого океана.

***
фото: Творение «морских пчел» — взлетно-посадочная полоса;Старый японский аэродром;Вместо памятника — белые столбики с табличками;Воздушное такси;Единственные туристы на острове — это мы;Единственная достопримечательность;Тиниан с высоты

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта