X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О памятниках и мифах

Памятники истории и мифы о тех же событиях шагают рука об руку. Мифы то и дело украшают «бронзы многопудье» и «мраморную слизь» привлекательным антуражем. А памятники, очевидно, из чувства ответной благодарности, придают мифам недостающую им обычно достоверность. Так и Тюмень периодически добавляет по гривеннику патриотизма то на одну, то на другую чашу исторических весов.

Недавно городские власти, возможно, под впечатлением успеха очередного конкурса «Я знаю о Тюмени все» задались вопросом: знают ли тюменцы, кто основал наш город?

Оказалось, что очень многие абсолютно уверены, что эта слава принадлежит великому и могучему завоевателю Сибири — Ермаку. Он-де сокрушил коварного хана Кучума и, так сказать, на обломках самовластья построил город.

Любимый герой свободолюбивых сибиряков, да и не только их, отважный воин увековечен в песнях и легендах, «своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни и за победы заслужив благословения отчизны». Так писал о Ермаке Кондратий Рылеев. У Леонида Мартынова в стихотворении «Ермак» великий атаман, едва окончилась битва за Искер, велит принести от кашеваров немолотого зерна и сыплет его в землю, где кровь перемешана с пеплом. И с тревогой спрашивает Ивана Кольцо: «Не вытопчут? Взойдет? Созреет колос?»

Да, велик Ермак, отворивший России ворота в Сибирь. Правда, насчет колоса Мартынов хватил лишку, я думаю. Нет таких сведений в исторических хрониках. Ермак — воитель. И за то ему стоит памятник в Тобольске, где он сражался с Кучумом и одержал победу.

Ермак и Тюмень — вопрос сложный. Был здесь сам Ермак, торопившийся схватиться с Кучумом? Если один историк говорит «да!», «нет!» говорит другой. А что, собственно, тут было Ермаку делать, на пепелище бывшей столицы Тюменского ханства, вотчины Тайбугинов?

Археологи утверждают, что местные племена на этом месте селились издавна. А в конце XIV века, с распадом Золотой Орды, поднялось здесь Тюменское ханство. Сюда бежал хан Тохтамыш, боясь мести за сожженную Москву. Тут, как утверждают летописцы, его и убили «близ Тюмени». Город на холме у впадения нынешней Тюменки в Туру назывался Чинги-Тура или Чимги-Тура, нет согласия между историками. А Тюменью называлась вся окрестная земля. Так написано на старинной карте, которую в 1570 году нарисовал голландский картограф Абрахам Ортелиус, опираясь на выполненные восемью годами раньше чертежи великого путешественника Антония Дженкинсона. Между « Тартарией» на юге и «Югорией» на севере, «Пермью» на западе и «Казаками» (конечно, казахами) на востоке лежит огромная страна — «TVMEN». Повторю: это 1562 год.

Основал Чимги-Туру молодой хан Тайбуга, правили потом его потомки — Тайбугины. Пока не пришел из Средней Азии Кучум, изгнал Тайбугинов, сжег их столицу, а себе построил другую. Неподалеку от нынешнего Тобольска. И назвал ее Искер.

И как писал много лет спустя замечательный русский поэт Майков, «шли года, гулял в степях лишь вольный ветер на просторе.»

Свято место пусто не бывает. Земля жива, когда на ней живут.

И сюда пришли — жить. Ставить град. Место на стрелке судоходной Туры и ее притока, прорывшего в мягкой сибирской почве глубокие овраги, понравилось начальникам казацкого отряда — воеводам Сукину, Мясному и письменному голове Чулкову.

Случилось это в 1586 году 29 июля. И поставиша град. И есть град. Наш с вами город — Тюмень.

425 лет спустя неподалеку от места, где основатели поставили город, нынешние градоначальники собираются воздвигнуть им памятник.

Уже объявлен конкурс. Уже есть претенденты. Сегодня вы можете познакомиться с проектом одного из них — известного скульптора Михаила Переяславца.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта