X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Последняя забава

Выпуск тюменского мороженого «Забава» с сегодняшнего дня прекращается.

23 года радовало оно своим сливочным вкусом тюменцев, но надежды на дальнейшее его производство в нашем городе растаяли в жарком августе. Цеха предприятия «Манхеттен», которое базировалось на территории тюменского хладокомбината, переходят в другие руки. Вместо одних сладостей будут выпускать другие. Новые арендаторы нашли, что площади вполне приспособлены для кондитерского производства.

В управляющей компании «Мост», под чьим крылом работал «Манхеттен», считают, что бренд «Забавы» вышел из моды, популярность этого мороженого упала, объемы реализации сократились, оборудование устарело и слишком часто ломается…

10 августа производственную линию остановят. Но на складах еще останется готовая продукция. Возможно, ее хватит на несколько месяцев. Так что у тех, кто хочет запомнить вкус тюменской «Забавы», еще есть время. Потом закончится лето, закончится и мороженое.

Когда растают детские мечты…

— Не будет больше «Забавы»? Как жалко…- почти в один голос говорили все, кому мы рассказывали о том, что тюменское мороженое снято с производства.

И сожаление было таким искренним, почти детским. Ведь мороженое — продукт особый. При всем его сегодняшнем изобилии он как-то не вписывается в обычные потребительские рамки. Мороженое не просто еда, а — лакомство с особым привкусом — мечты и детства.

Но жестокие законы рынка лирику в расчет не берут. В отчеты и цифры она не укладывается и лишь мешает принимать «верные решения», для которых основание всегда найдется. Поэтому трудно поспорить с доводами, которые приводит руководство компании «Манхеттен», объясняя причины закрытия производства мороженого в Тюмени.

Морально и физически устаревшее оборудование, которое более 20 лет назад монтировали в цехах хладокомбината специально приглашенные из Италии специалисты. Падение объемов продаж с 250 до 2,5 тонн в месяц. Предписание Роспотребнадзора о необходимости закрытия или переноса из города производств, в которых используются вредные и потенциально опасные для здоровья человека вещества, такие, например, как аммиак. Конкуренты с новыми сортами, красивыми упаковками и раскрученной рекламой подпирают, вытесняют с завоеванного рынка.

Дальнейшее развитие, действительно, требует больших, многомиллионных вложений. А ведь можно обойтись и «меньшей кровью», если, скажем, просто выступить в роли перекупщика. Ведь «Забава» — не тюменское ноу-хау, а просто разработанный в рамках ГОСТа молочный продукт. Производителей его по России — десятки, и свято место для дешевого мороженого пусто не будет, уверен Виктор Рыбин, заместитель генерального директора управляющей компании «Мост». Если потребитель захочет — «Забава» вернется, но в новом качестве, количестве и от других производителей.

Но все холодные доводы рынка никак не вяжутся с той теплой и гостеприимной атмосферой, которая и в последний день работы, несмотря ни на что, ощущается на предприятии. Приветливые, улыбающиеся, радушные лица работающих здесь женщин. Глядя на них, совсем не верится, что все в последний раз. Похоже, они и сами в это пока не верят. Трудно так быстро принять неизбежное, если производство тебе родное, ты отдал ему 15-20, а то и больше лет жизни. Ведь многие работают со дня основания предприятия.

Тамаре Бородиной в этой ситуации, наверно, больше всех «повезло». Через три недели она выходит на пенсию. Хотя, признается, с удовольствием осталась бы. С «Забавой» у нее связано столько воспоминаний! Пришла на предприятие, когда исполнилось 33, сын тогда учился в пятом классе. Помнит, что тогда, в далеком 1988 году, она вернулась домой и сказала, что теперь будет работать там, где делают мороженое. Радости у мальчишки не было предела, он тут же побежал во двор рассказывать обо всем ребятам. А потом они всем классом ходили в цех на экскурсии. Теперь сын большой, растет внук Илюшка, но любовь к «Забаве» так и осталась семейной. Ведь это не просто мороженое, а бабушкино мороженое!

Похожая фамильная история есть и у нынешнего управляющего предприятием Раисы Моисеевой. Она пришла на предприятие случайно. Почти десять лет сидела дома, воспитывая девочек-близняшек, но в какой-то момент поняла, что больше не может быть домохозяйкой. Надо хотя бы на полдня, на полставки, но выйти куда-нибудь поработать. Хладокомбинат оказался под боком. Пришла и заявила в отделе кадров: «Возьмите меня кем-нибудь». Взяли сборщиком коробок. Думала, поработает пару месяцев и домой вернется. А осталась на 20 с лишним лет. Выросла от упаковщика до мастера, потом начальника цеха и управляющего.

Больше всего она сейчас переживает за своих «девчонок». Многие, говорит, еще не осознали, чем для них обернется объявленное сокращение. Наверно, молодым будет полегче. Им возрастной барьер не страшен. Хотя у каждой — своя судьба. И среди молодых много одиноких мам, на чьих плечах не только свои семьи, но и престарелые родители. Но сложнее всего будет тем, кому за тридцать. Для многих работодателей это «запредельный» возраст. А если он «отягощен» еще и малолетними детьми, то к тебе присматриваются в два раза придирчивей. С такой ситуацией уже столкнулась, например, сменный мастер Наталья Рыжкова. Ей 32, на предприятии работает с 1999 года, но прошлые заслуги на новых местах не в счет. То возраст не тот, то семья не та, то стаж не тот, то личный автомобиль нужен. Найти подходящее место трудно. Не хочется же работать дворником или техничкой.

Надежды на службу занятости тоже мало. Вчера на предприятие приходили ее представители, принесли список из 88 имеющихся вакансий. А толку? Двадцати трем работающим на «Манхеттене» женщинам предлагают быть, в основном, кладовщицами и грузчиками. Есть, правда, одна вакансия прачки за пять тысяч рублей в месяц, несколько — операторов автозаправочной станции и станков с ЧПУ. Но предложение, как правило, это одно, а реальность — другое. «Золотых гор» нигде не обещают. Большинство зарплат едва ли достигают половины среднестатистической по Тюмени, а то и просто находятся на грани прожиточного уровня.

И все-таки ни одного печального или унылого лица мы на предприятии не заметили. Люди все еще верят, что «Забаву» надо делать только с хорошим настроением. Пусть она пока будет лежать на складе, в ожидании своего покупателя. Но пусть и ему, последнему, достанется частичка их любви ко всему хорошему, что здесь было за эти двадцать с лишним лет. Пусть детская мечта останется сладкой, без привкуса горечи взрослой жизни.

***
фото: Запомните — таким было тюменское мороженое;Фризеровщица Анжела Зайцева;Фасовщица Наталья Пузырева;Последняя партия готового мороженого

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта