Ювелирная работа строителей
Вокруг приходского училища Романовых, построенного еще в 1913 году, вырыт средневековый ров. Осталось только залить его водой.
Так шутят строители, которые уже второй год реконструируют училище. На самом деле, они вырыли яму глубиной полтора метра для того, чтобы отремонтировать кирпичную кладку от подошвы фундамента до нулевого этажа. После ремонта свет в цокольный этаж будет проникать через окна и приямки, которые достраивают строители.
Они работают с вековым памятником архитектуры. Приходское училище было построено по проекту городского архитектора Константина Чакина и получило название «Романовское» в честь 300-летия дома Романовых. В 1918 году его приспособили под отделение Тюменского военного госпиталя.
В советское и постсоветское время здание — в аварийном состоянии. С 2008 года начались строительные работы. Предполагается, что в 2011 году реконструкция приходского училища завершится и на территории третьей городской больницы и перинатального центра появится еще одно отделение. Здание современное, но в точности повторяющее стиль модерн, в котором работал Чакин.
Строитель в оранжевой каске вежливо подает руку, помогает мне перейти по доскам, брошенным через «средневековый ров». Я попадаю на первый этаж будущей больницы. В цокольном помещении установят медицинское оборудование, на первом этаже разместится кабинет флюорографии, а на втором — банкетный и актовый залы. А сейчас здесь только голые неоштукатуренные стены и пыльный воздух. Дышать тяжело.
Свежие перегородки из белого кирпича обозначают границы будущих кабинетов, санузлов и душевых комнат больницы. Пока же строители приспособили комнаты под раздевалки и кухоньки. В одной из них стоит стол, небольшой телевизор и магнитофон, на стене — зеркало. Во время обеденного перерыва рабочие играют в нарды и слушают музыку.
Бригадир Мкртыч Варданян говорит, что зданию необходима перепланировка: для современной больницы эти старые помещения коридорного типа во многом не годятся.
Мкртыч шесть лет занимается реконструкцией памятников архитектуры. На этом объекте работает второй год. Стены училища родными ему не стали, но отношение к ним трепетное. Он гладит ладонью неровный дверной косяк, указывает на новый кирпич у основания. Картина не очень красивая: свежий кирпич совсем не к месту в старинном здании, но без него стена может рухнуть. Стены оштукатурят, и вряд ли кто догадается об их прошлом безобразии.
Мкртыч говорит, что реконструировать памятники архитектуры интереснее, чем строить новые дома. Бригадир вспоминает, сколько хлама пришлось вынести из старого здания. Среди мусора рабочие нашли несколько историй болезни. Почерк невозможно было разобрать — врачебный!
Сейчас от старины здесь практически ничего не осталось. Новые полы, потолки и вентиляция. Кирпичом укрепляют проемы окон. Каменщик Михаил готовит раствор бетона:
— Окно будем делать красивым, — поясняет он.
Строителям необходимо воссоздать окна, что непросто. Рамы сгнили, поэтому здесь установят пластиковые. Причем необычные — узорчатые. Рисунок на них будет в точности повторять оконные украшения прошлого века.
Мкртыч показывает на металлическую лестницу с ажурными перилами. Перила слегка погнуты, краска облупилась. От лестницы останется только несущая конструкция, а сами ступени демонтируют, говорит Александр Зыков, начальник участка.
А вот нам еще разрешают подняться по этим ступеням на второй этаж. Будущий актовый зал — пока только «черновик». Просторная светлая комната пуста. Каждое слово отзывается эхом. Через год здесь будет паркетный пол. А может, и плиточный, говорит Мкртыч.
Но не во всех помещениях второго этажа успели проложить пол. Строители ходят по доскам и фанерным листам. Они высоты не боятся, но за меня волнуются и подают руку.
Треснувшие старые двери сняли с петель и отставили в сторону. Они отслужили свой век, скоро их заменят новые белые двери-копии. Они не будут пахнуть сыростью, а новые петли не станут скрипеть…
… Только стены приходского училища сохранят тайны и трагедии людей, которые здесь находились. Стены не требуют утепления: 70 сантиметров кирпича хорошо держат тепло зимой, а летом — прохладу.
Реконструкция памятников архитектуры сродни ювелирному делу: кропотливая работа, требующая умелых рук. Так считает бригадир Мкртыч. Такое же впечатление складывается и у меня, глядя на кирпичных дел мастеров. Приветливые общительные люди. В грязных от песка и бетона комбинезонах. Зато училище-больница после окончания их работы будет как новая.
Да, а реконструкцию ведет ООО «Стройтранс», Н.М. Дьячков.
***
фото: Романовское училище стоит в лесах;Чтобы восстановить оконные проемы требуется много бетона и кирпича;По ступеням лестницы прошлось несколько тысяч людей;Мкртыч Варданян показывает «средневековый» ров