Главное — правильно дышать и много спать
Со стороны кажется, что победа дзюдоисту гарантирована, если он ловкий и сильный. В какой-то мере, наверное, так оно и есть. Однако заместитель директора центра олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо» Денис Вакушин считает, что не только техника приемов играет решающую роль в схватке…
Рискнув подойти к борющимся поближе, можно услышать не только удары тел о татами, но и то, как спортсмены дышат: глубокий вдох, а потом резкий выдох -когда дзюдоист делает подсечку или бросок.
Вот он, залог борцовского успеха, — умение правильно дышать.
— Если борец не сможет настроить свое дыхание во время схватки, он очень быстро устанет — этим и воспользуется противник, — рассказывает Денис.
Хотя те спортсмены, которые сейчас съехались в центр дзюдо на учебно-тренировочные сборы, и сами кого хочешь, могут научить технике дыхания. Несмотря на то, что ребята — пока еще юниоры (борцы до 23-х лет), почти все они кандидаты и мастера спорта, участвовали в чемпионатах России и мира.
— Летом, когда нет соревнований, сборы — это отличная возможность для ребят поддерживать себя в форме, — говорит Вакушин. — Велосипедист может тренироваться в одиночку, стрелок — тоже… А борцу для полноценных тренировок обязательно напарник нужен.
Кроме всего прочего, сборы помогают дзюдоистам не только улучшить физические показатели, но и привести в порядок свои мысли и чувства. Потому что среди близких по духу людей — и аура особенная, умиротворяющая. Даром, что на тренировках твой товарищ так и норовит схватить тебя за грудки и кинуть на пол, никто друг на друга за это не обижается, напротив — борец для спарринга всегда пытается выбрать соперника посильнее.
— Это стимул для профессионального роста, — говорит Денис, утирая лоб рукавом кимоно, — он только что провел тренировочную схватку с Андранником Курдяном.
— У нас даже выражение такое есть — «подержаться за чемпиона». Это когда молодого дзюдоиста отправляют на чемпионат высокого ранга — не для того, чтобы он обязательно победил, а чтобы имел возможность побороться с профессионалами.
— А если он проиграет и его это вовсе сломит, отобьет всю охоту дальше тренироваться? — спрашиваю я.
— А вот это уже задача тренера — прочувствовать ученика и угадать тот момент, когда он будет к этому готов, когда не сломится, а, наоборот, получит заряд на дальнейшее самосовершенствование, — отвечает Денис.
Евгений Печуров как раз из таких тренеров — работает он с учениками уже пятнадцать лет. Кажется, даже по звуку приземляющегося на татами тела он может определить, какую ошибку допустил борец.
— Костя! Была же подсечка — нужно было отражать, — говорит он дзюдоисту, лежащему на ковре и виновато посматривающему на него снизу вверх.
— Дело в том, — поясняет Евгений неудачу дзюдоиста, — что на тренировках в спарринге могут бороться спортсмены разных весовых категорий. Все зависит от того, какой прием хочет отработать дзюдоист.
Если хочешь отработать скорость, рассказывают тренеры, лучше встать в пару с легким противником, если силовые приемы — зови к себе того, кто тяжелее тебя на несколько килограммов.
— А вообще, — делится Денис Вакушин, — лучше вставать в пару с тем, с кем тебе наиболее комфортно — с хорошим приятелем или, например, братом.
Денис показывает на пару борющихся ребят — на первый взгляд совершенно не похожих друг на друга, однако с одной фамилией, довольно известной в спортивных кругах нашего города. Да и не только нашего. Это братья Хамхоевы — Арби и Магомед. Оба — чемпионы. Любовь к дзюдо у Хамхоевых — семейная (четверо братьев, и все дзюдоисты). Сначала успехов в борьбе начал добиваться старший брат, за ним пошел другой, а потом тренироваться стали и Магомед с Арби — младшие в семье.
Спортсмены говорят, что уже привыкли бороться исключительно друг с другом. А как же братские чувства?
— Ну, если это не просто отработка приемов, а настоящая схватка, я Магомеду, поддаюсь, — улыбается Арби. — Потому что он старший.
… После небольшого перерыва тренер опять созывает всех спортсменов на татами. Закончилась разминка, началась отработка приемов. Вячеслав Юрлов, директор центра дзюдо, время от времени подзывает к себе некоторых дзюдоистов — показывает им раскрытый журнал, в котором каждый прием расписан поэтапно, правда, на. английском и японском языках.
— Ну, им-то я показываю фотографии: тут отснята вся последовательность броска. А вообще-то, каждый дзюдоист знает все названия приемов и команды в оригинале — на японском языке. Да и английским почти все владеют, — говорит Вячеслав Адольфович и кричит одному спортсмену:
— Давай — как я тебе говорил! Молодец! Это Казбек Замкишиев — победитель первенства Европы, да и вообще отличный парень — на одной руке может двенадцать раз подтянуться!
Послушать наставников спортсменов — так на тренировки по дзюдо запросто можно ходить выбирать женихов. И умные, и сильные. А еще никто из спортсменов не курит и не пьет. Денис Вакушин говорит, что иметь вредные привычки — это то же самое, что… бежать против ветра. Ребята понимают это, поэтому и режим не нарушают. Стараются они и правильно питаться — чтобы не отбиваться от весовой категории.
— Завтрак, обед и ужин на сборах — строго по расписанию, — говорит Денис. — Правда, за ребятами не всегда углядишь, особенно за совсем молодыми. Кто-нибудь может, например, вечером пойти в магазин и купить газировки. Сами понимаете, спортивной формы она не улучшит.
А еще ребята иногда любят отлынивать от тренировок: жалуются на боли в разных частях тела, на усталость. Однако тренер такие хитрости распознает сразу. В центре спортсменам часто проводят диагностику: берут кровь, чтобы проверить процент содержания в ней молочной кислоты. Если ее много, значит, борец действительно физически истощен. Чтобы этого избежать, два раза в неделю для участников сборов устраивают разгрузочные дни: спортсмены не выходят на татами, а занимаются в тренажерном зале, ходят в сауну и на спортивный массаж.
— После сборов ребята становятся, словно другими людьми: несколько недель они занимаются любимым делом, все тревожные мысли и заботы остаются за пределами тренировочного центра, — говорит Денис. — Они привыкают к правильному распорядку дня, а самое главное — высыпаются.
Несмотря на то, что подъем у борцов в восемь утра, тренеры позволяют им все свободное время спать. Чем ребята с удовольствием и занимаются.
***
фото: На сборах спортсмены перенимают не только опыт друг друга, но и опыт именитых дзюдоистов — правда, пока посредством журнала;Схватка братьев Хамхоевых — Арби и Магомеда (в белом кимоно);Такие полеты для борцов — дело привычное;Дзюдоист редко остается без напарника, может быть, только в минуты отдыха;Дыхательная гимнастика;Разминка перед тренировкой