Соседи из разных эпох
Кажется, что ты знаешь о тюменских музеях почти все. Приходишь сюда на открытие привозных и собственно тюменских экспозиций, не пропускаешь «Музейные ночи», даже в курсе кадровых перестановок. Потому что ты — журналист, который пишет о музеях.
Но выставка «Классики и современность» в очередной раз показала, что о фондах музея изобразительных искусств, которые, как тот сказочный горшочек с кашей, неисчерпаемы, я не знаю почти ничего. И пусть бы только я. Изумился даже председатель тюменского отделения Союза художников России Александр Новик — частый посетитель музея ИЗО. Многих полотен, что извлекли из фондов, он тоже не видел.
Выставка затевалась как наглядное пособие по истории развития западноевропейского искусства. И даже зная это, удивляешься полотнам итальянских мастеров (в основном, неизвестных) XVII-XVI11 веков. Как они попали в тюменский музей?
Куратор выставки Оксана Костко рассказала, что основа тюменской коллекции западноевропейской живописи была заложена еще в 1956-м (год основания музея). Из тюменских и тобольских краеведческих музеев привезли несколько картин. Позже музей покупал редкие картины у частных коллекционеров, принимал их в дар от ведущих музеев страны. В итоге, в Тюмени сегодня хранятся подлинные полотна мастеров Испании, Франции, Германии, Италии, Голландии.
Однако показывать их просто так музееведы не стали. Известно, что у каждой экспозиции должна быть идея, концепция, рождающая оформление, заставляющая картины не просто висеть на стене, а рассказывать истории. Потому было решено подать старинные полотна вместе с работами наших современников — Юрия Юдина, Александра Новика, Ольги Трофимовой, Бориса Паромова. Словом, «сливок» тюменской живописи. А заодно показать и картины художников из других городов России — Иркутска (Анатолий Костовский) и Пскова (Эдуард Шарипов).
Оксана Юрьевна Костко не одну неделю вынашивала план размещения картин в залах. Перемешала все. Дамские портреты и купидоны неизвестных итальянских художников у нее соседствуют со сказочно-хмурой Тюменью Юдина и полупрозрачными лучезарными полотнами Трофимовой. Куратор рассказывала, что никак не могла вписать в экспозицию ню Новика — полотно нигде не смотрелось. Но стоило его расположить рядом с ню Лагрене, написанной в стиле рококо, как обе картины заиграли красками, дополнили друг друга.
Так же смело Костко сделала соседями портреты, казалось бы, совершенно разные по стилю и времени создания. Свой автопортрет Елена Романова написала в 1980 году. С полотна внимательно смотрит молодая женщина в зимней одежде. Рядом на стене работа итальянского художника Джулио Карлини — «Женский портрет». Краска, которой художник написал округлую светящуюся шею женщины, время не пощадило. И все же шея светится, как светится кожа у всех с портретов итальянских мастеров, работавших в XVIII-XIX веках. Наш фотокорреспондент опускает камеру и говорит, что цифровая техника такого свечения не передаст.
Третье полотно, которое Оксана Юрьевна разместила по соседству, — тоже женский портрет. «Актриса Андеретт», художник Валентин Серов — читаем подпись. Интеллигентная и живая, актриса из прошлого словно замыкает триптих, возникший благодаря видению и фантазии куратора выставки. Женский триптих, несущий тепло и чувственность!
Все полотна разнообразны настолько, что удивительно, как их удалось связать в единую экспозицию. И хотя это удалось, одна картина все же выпадает из общего контекста. И этим, возможно, привлекает еще больше внимания. Наверное, куратор так и не подобрала соседей для произведения Эдуарда Костовского «Войди». Потому и «спрятала» картину за угол, так, что можно и мимо пройти. Библейской тематике отведена львиная доля всей экспозиции, но Христос на полотне Костовского изображен настолько нестандартно, что не вяжется ни с одним другим полотном. Художник написал его небрежными широкими мазками. Христа словно застали в тот момент, когда он, преодолевая пелену грязно-желтого света, собирался шагнуть из картинной рамы в музейный зал.
… Возвращаясь к богатству фондов музея ИЗО, следует сказать, что в запасниках осталось еще много не виданных нами произведений. Показать их все не позволяют малые размеры музейных залов. Например, в двух залах на втором этаже, которые занимает выставка «Классики и современность», поместилась только малая доля коллекции западноевропейского искусства. Если точнее, четыре процента. А значит, музей удивит нас еще не раз.
***
фото: Голова Артемиды соседствует с «Авророй» неизвестного итальянского художника;Во вторник единственный созерцатель экспозиции — смотритель зала Людмила Николаевна