Петр Кривонос на улице своего имени
Петр Федорович Кривонос (1910-1980) известен в истории нашей страны как первый железнодорожник-стахановец.
Машинист паровоза ЭУ 684-37 украинской железнодорожной станции «Славянск» в 1937 году первым устроил «форсаж» котлу своего локомотива, что привело к увеличению скорости до 47 километров в час. Уроженца Феодосии стали называть «Стахановым стальных магистралей», а в далекой от Украины Тюмени его именем назвали одну из улиц.
Произошло это в залинейной части Калининского района в 1940-м. Улица шла от глубокого лога у пересечения с Московским трактом параллельно улице Сталинградской и пересекала улицу Калинина. Первоначально на улице Петра Кривоноса, появились ведомственные дома служащих Тюменского отделения Свердловской железной дороги имени Лазаря Кагановича, тогдашнего руководителя НКПС.
О присвоении улице его имени Петру Федоровичу сообщили незамедлительно. Однако известный железнодорожник побывал на ней впервые только в 1942 году, когда посетил Тюмень в качестве начальника Томской железной дороги после совещания в Свердловске.
Воспоминаний о кратком посещении Тюмени Кривонос, не оставил. Однако можно предположить, что деревянные домики барачного типа на него особого впечатления не произвели.
В 1943 году известный машинист-стахановец стал Героем Социалистического Труда и надел генеральские погоны. Тогда для железнодорожников ввели персональные специальные звания. Кривонос получил чин «генерал-директора тяги II», что соответствовало армейскому званию генерал-лейтенанта. Он руководил восстановлением путей сообщения в Донбассе и первым из железнодорожников удостоился… полководческого ордена Суворова 2-й степени.
После Победы Петр Федорович возглавил Юго-Западную железную дорогу и руководил ей 27 лет, вплоть до ухода на пенсию.
… А тюменская улица Петра Кривоноса, продолжала развиваться. В 1955-м ее впервые заасфальтировали, на следующий год тут появились первые каменные двухэтажные дома завода «Пластмасс», которые соседствовали с жилым фондом железнодорожников.
После известного в истории нашей страны ХХ съезда КПСС, где развенчали культ личности Сталина, наступила пора переименования улиц, названных в честь людей, получивших известность в тридцатые годы. В 1957-м дошла очередь и до улицы Петра Кривоноса. В тот год в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь этого события улицу переименовали — стала улица Мира.
Петр Федорович особых обид по этому поводу не высказывал. По крайней мере, об этом ничего не известно. В 1960-м он вновь побывал в нашем городе. Его новое посещение Тюмени связано со знаменательным событием — переходом Свердловской железной дороги с паровозной на тепловозную тягу. К этому времени погоны у железнодорожников отменили, и Кривонос вновь стал штатским человеком. Он присутствовал при встрече тюменцами первого двухсекционного тепловоза и побывал в локомотивном депо.
Среди местных старожилов-железнодорожников до сих пор бытует легенда о том, что Кривонос лично прибил табличку с новым названием улицы на деревянном здании консультативного пункта Тюменского филиала нынешнего Уральского университета инженеров железнодорожного транспорта на углу улиц Мира и Калинина. Хотя документальные свидетельства этого факта отсутствуют.
Последние годы своей жизни знаменитый железнодорожник провел в Киеве, где и похоронен на Байковом кладбище.