Какой должна быть школа?
Вчера директор городского департамента образования Павел Креков представил общественности доклад о развитии образования в Тюмени.
Зал дворца искусств «Пионер» был полон, люди рассаживались на дополнительных пуфах вдоль стен, в ложах и на балконе.
Павел Владимирович без долгих предисловий задал себе и слушателям главный вопрос: какой должна быть школа? И сам ответил — доступной и клиентоориентированной. Пусть последний термин, который очень трудно выговаривается, вас не пугает. Это значит, что школа должна предоставлять доступные и качественные услуги, ориентироваться на потребности общества.
Одна из основ доступности и высокого качества образования — финансирование. Павел Креков рассказал, что в прошлом году для тюменских школ оно было стабильным. Повысить зарплату учителям не удалось, но ее сохранили на «докризисном» уровне.
Департамент надеется, что статус автономных некоммерческих организаций, в который сейчас переходят образовательные учреждения, поможет им более эффективно распределять средства. Статус автономных некоммерческих организаций в этом году приобретут 75 школ. Как подчеркнул Креков, это ни в коем случае не означает, что увеличится количество платных услуг.
Свое влияние на образовательный процесс оказывает демографическая ситуация. Сохраняется положительная тенденция прошлых лет: стало больше дошкольников и первоклашек. В связи с этим снова обостряется проблема нехватки мест в детских садах: сейчас очередь в Тюмени достигает уже десяти тысяч человек. Городские власти ищут выход.
Так, до 10 ноября планируют открыть дополнительно 165 групп за счет перепрофилирования вспомогательных помещений в детсадах, в частности, спортивных залов (это произойдет только в тех садиках, где спортзалы были не предусмотрены проектом). Креков сообщил, что работа физруков по-прежнему будет востребована. Просто сейчас им придется придумывать новые формы работы с детьми: больше бывать на свежем воздухе, использовать для занятий все пространство садика.
Мест не хватает не только в детских садах, но и в школах. В этом году вводят в эксплуатацию новую, под номером 15, отремонтировали 38-ю. Но необходимо строить еще: — 65-я, 92-я и 63-я, а так же 43-я и 62-я в Заречных микрорайонах уже превышают проектную наполняемость. Необходима школа на Московском тракте.
Коснулся Павел Владимирович и обеспеченности школ кадрами. 14 процентов педагогов — пенсионеры. Это приводит и будет приводить к появлению вакансий. В этом году в школы приняли самое большое за последние несколько лет число молодых педагогов. Чтобы они не уходили из школы, что, к сожалению, случается, создали совет молодых специалистов, разработали программу стажировок и мероприятия по обеспечению служебным жильем.
Однако при обсуждении доклада из зала все же прозвучал вопрос: что в департаменте думают по поводу индивидуального сопровождения молодых преподавателей? Павел Креков ответил, что институт наставничества когда-то был развит, но потом прекратил свое существование. Если сейчас в этом есть необходимость, то его надо возрождать.
У учителей и родителей много вопросов по поводу единого госэкзамена. Павел Владимирович лишь подвел итог, что в минувшем учебном году «качественного скачка мы не совершили, но и хуже не стали».
— На тройку учить мы уже научились, но этого недостаточно. Нормой должен стать не тот ученик, который сдал на «три», а тот, который может проявить нестандартный подход к решению задачи.
Директор департамента отметил, что сейчас в тюменских школах имеются лишь «элементы системы воспитания детей, не связанные в общую систему».
В воспитательной работе недостаточно учтены интересы ребят старше 14 лет. Значительная часть из них выпадает из зоны внимания педагогов. Нужны новые программы, чтобы во второй половине дня каждый ребенок мог найти себе в школе дело по душе.
В конце доклада Павел Креков еще раз остановился на главных задачах, что стоят перед департаментом образования, учителями, родительской общественностью.
Надо стимулировать интерес школьников к чтению (в новом учебном году стартует специальная программа « Год чтения»). Особая миссия ложится на школьные библиотеки.
Необходимо разработать программу поддержки и развития одаренных детей.
Следует уделять больше внимания здоровью детей.
И — развивать инфраструктуру, продолжать капремонты в школах.
Кроме того, в восьми образовательных учреждениях необходимо создать «безбарьерную среду», чтобы там могли учиться дети с ограниченными физическими возможностями.
***
фото: Павел Креков рассказывает о перспективах новой школы