X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Суд выяснил: мы едим… спред!

Журналистские публикации дали повод для судебного разбирательства. Причем не под грифом «экстремизм», как часто случается, а под вполне мирной маркой. Я бы даже сказала — «Тюменской маркой». Ведь герой публикаций — один из номинантов популярного конкурса 2006 года — предприятие «Росмасло».

Серия публикаций про рыночный продукт сомнительного качества, который выпускает «Росмасло», была опубликована в газете «Тюменские известия». Автор -нештатный корреспондент газеты Михаил Смоленский. Вернее будет сказать: Михаил Яковлевич, потому как он человек в годах и с огромным опытом работы в прокуратуре и СМИ. Еще и дипломированный товаровед. Эти регалии говорят только о том, что к каждому факту, достойному публикации, он подходит дотошно, проверяя и перепроверяя данные.

В течение года (первая публикация датирована июлем прошлого года) он пытался выяснить, из чего сделано масло «Крестьянское», которое Михаил Яковлевич купил по низкой цене в «Пчелке».

Цитирую: «Газета из номера в номер не только выражала сомнение, но утверждала: продаваемые бруски невнятного молочного продукта бело-маргаринового колера ценой 75 рублей за килограмм — вовсе не масло коровье из пастеризованных сливок, как значится на упаковке, а иной низкокачественный молочно-содержащий продукт».

Этот кусочек из статьи «Подмаслить чиновника» от 23.12.2009 г. автор просил считать официальным запросом в Роспотребнадзор. Но ответа не получил. Игнорировали публикации и в других организациях, занимающихся экспертизой продуктов. Даже в тех, где выдали «Росмаслу» сертификат. В газетных статьях они названы: специализированные службы «Экспорт-Центр» и ранее — «Некоммерческое партнерство Центра стандартизации и метрологии».

Как это бывает, в поиске правды — дорога длинная, и газеты со статьями были отправлены в Москву на имя главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Но и ответ оттуда, что называется, застрял.

Между тем, журналист побывал на предприятии и выяснил, что оно закупает масло по всей стране, от Челябинска до Красноярска, режет его на бруски, фасует и поставляет в магазины города. Притом совершенно законно называя себя изготовителем продукции, хотя, по сути, является расфасовщиком. Свежесть продукта определяется датой его расфасовки, а не тем, когда сырье было получено и переработано.

— Ну, не бывает килограмма масла из трех литров молока, минимум уходит 22 литра, — компетентно заявляет мне Михаил Смоленский.

… Но на одну из публикаций из серии «Так что же мы едим?» ответ редакцией был получен. За подписью начальника управления по товарному рынку и услугам администрации города Тюмени Анатолия Канова. Цитата: «В настоящее время на потребительском рынке Тюмени реализуется товар, именуемый маслом сливочным, с розничной ценой 18-25 рублей за единицу упаковки массой 200 граммов (в пересчете 90-125 рублей за кг), поставляемый товаропроизводителями из Кургана, Самары, Екатеринбурга, Челябинска, а также фасовочными цехами местных предпринимателей. Экономические расчеты показывают, что себестоимость масла сливочного, на производство 1 кг которого расходуется 18-20 кг молока по закупочной цене 9-12 рублей за 1 л, составляет не менее 180 рублей за 1 кг. Поэтому продукт, именуемый маслом сливочным, со стоимостью 90-125 рублей за 1 кг, не может быть таковым и является фальсификатом. Вероятнее всего, что это спреды, в производстве которых, кроме животных жиров, используются растительные».

Ну хоть кто-то из контролирующих и надзорных органов, отвечающих за качество продукции, смог определить то, что мы едим!

Управление Канова поддержало журналиста: полтора месяца назад в Ленинский суд был подан иск к ООО «Росмасло». Ответчик — руководитель этого предприятия Владимир Цыганков.

— Все, что мы писали, подтвердилось, — сообщил после заседания суда Михаил Яковлевич.

Суд признал предприятие «Рос-масло» виновным. И обязал его принять меры по исправлению неполной и неверной информации, указанной на товаре. То есть назвать продукт своим именем: например, не масло, а маргарин. Можно, конечно, написать «спред», как сказал Канов, но ведь потребитель не поймет. Хотя, может, и лучше, чтобы не понял: для здоровья полезнее не покупать то, что является сомнительным и неясно из чего сделано.

Меня удивило другое: отсутствие реакции со стороны официальных органов. Ни руководство Роспотребнадзора, ни сеть магазинов «Пчелка» не несут ответственность за тот продукт, который предлагают потребителю. Думаете, спасая репутацию, кто-то бросился убирать масло «Крестьянское» с полок? Как бы ни так: лежит на месте, самое дешевое в своем сегменте!

А что наш коллега, затеявший борьбу по устранению недостатков и нарушений на потребительском рынке? Говорит, что совместно со специалистами управления по товарному рынку и услугам побывает на предприятиях и напишет оптимистичную статью о том, что хорошее масло в Тюмени можно найти. Но это не помешает ему одновременно готовить большой и серьезный критический материал о системе государственного контроля за качеством продуктов питания.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта