Наследие за железным забором
Дом Колмагоровых. Дата постройки — 1880 год.
У одной из самых богатых тюменских семей в городе было несколько домов. И все, как на подбор, — красивые, монументальные и сохранившиеся до наших дней. Все-таки они принадлежали Филимону Колмагорову — владельцу самого крупного века кожевенного завода в России в конце XIX.
Однако родовым гнездом родоначальник купеческого рода Филимон Степанович выбрал дом на углу улиц Большой Заречной и Мостовой (сейчас это улица Щербакова, 4). У особняка, как и у его хозяев, — своя судьба.
Говорят, что Филимон Степанович был уже в почтенном возрасте, когда решил построить этот не то особняк, не то дворец, смешав барочный и ренессансный стили. И все в постройке было масштабным: высоченные потолки и окна, даже сводчатые подвалы. А вот ступени широкой лестницы по просьбе хозяина соорудили низкими, чтобы уже плохо ходивший купец мог подниматься на второй этаж.
Только долго пожить ему в нем не удалось, Филимон Степанович умер в 1893 году, оставив дом и завод в наследство трем сыновьям. В энциклопедиях пишут, что дом перешел во владение торговому дому «Ф.С. Колмагоров. Наследники».
Своим сыновьям Колмогоров дал высшее образование. Старший сын Григорий после смерти отца продолжил его дело.
Средний, Александр, талантливый инженер, работал начальником 8-го участка пути Уральской железной дороги. Он был одним из создателей первой в Тюмени булыжной мостовой на Голицынской улице, построил мост через Тюменку (его опоры до сих пор сохранились), а в 1883-1885 годах участвовал в строительстве железной дороги от Екатеринбурга до нашего города.
Младший сын Федор был чиновником и жил в Петрограде.
К сожалению, Григорий, который хоть и славился своей основательностью, не стал долго заниматься делом отца. Он продал свой завод другому известному владельцу кожзавода Сабянникову. С тех пор предприятие в разные годы называлось то заводом, то фабрикой.
В 1919 году особняк Колмагоровых перестал быть частной собственностью, его, как это называлось, национализировали. Устроили в нем клуб рабочих-подростков, потом передали овчинно-меховой фабрике под производственное и административное здание.
В начале 30-х годов фабрика уже принадлежала артели кожевников, а в цехах стали работать женщины, хотя раньше кожевенным и овчинным делом занимались только мужчины.
В конце октября 1941 года тут разместили эвакуированный из Москвы кожзавод имени Серегина. В годы войны он выполнял заказы для фронта: шил меховую одежду для пехоты, моряков, летчиков. В 1946 году завод имени Серегина объединили с овчинно-шубным заводом, но только в конце 1960 года предприятие получило название «овчинно-меховая фабрика имени Кирова». Под таким названием оно знакомо большинству сегодняшних жителей Тюмени.
В 50-80-е годы фабрика была одним из лучших предприятий этой отрасли в стране. Здесь впервые стали выпускать непромокаемую овчину с пленочным покрытием, овчину, облагороженную «под котик», выдру, куницу, освоили трафаретное крашение меха.
Но в 90-х годах для предприятия, как и для многих других в ту пору, наступили тяжелые времена. Овчинно-меховая фабрика превратилась в акционерное общество «Тюменский мех». Объем производства резко сократился, мастерские месяцами простаивали без дела. Работники в это время не брезговали брать на выделку шкурки, которые им приносили тюменцы. Шили шапки и продавали здесь же, на территории фабрики, в маленьком магазинчике.
Славное дело Филимона Колмагорова понемногу затухало…
Административное здание фабрики (оно же — дом купцов Колмагоровых) в 2000 году было отдано в распоряжение поликлиники N 8 и центра татарской культуры. Из-за неаккуратного металлического забора, которым дом огорожен теперь, можно еще разглядеть таблички с названиями этих организаций, посетовать на то, как нелепо на старинных стенах выглядят упоры для флагов, появившиеся в советское время. Здание «заморожено», то есть укреплено для последующей реставрации.
… Сегодня в тюменских архивах работает потомок Филимона Колмагорова Александр Григорьевич. Во второй раз он приехал в Тюмень из Москвы, чтобы на месте разобраться в хитросплетениях семейной истории, узнать что-то новое о себе самом. Александр Григорьевич посещает Парфеновское кладбище, пытается привести в порядок давно разграбленные надгробия своих предков. Он уже знает о членах семьи многое: не только даты и род занятий, но и характеры, увлечения, большие и маленькие жизненные трагедии. Написал об этом 25 очерков, опубликованных в разных изданиях, в том числе и тюменских. Он продолжает искать, заполнять белые пятна истории семьи.
Его работа требует отдельного рассказа.
Окончание следует.
***
фото: