X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Белые халаты снова в моде

Молодежь повернулась лицом к профессии врача. С каждым годом конкурс на поступление в Тюменскую медакадемию растет. Своими наблюдениями и выводами делится первый проректор ТюмГМА Сергей Галян — Сергей Леонидович, чем нынешняя приемная кампания удивила, чем порадовала?

— Мы не ожидали в этом году такого конкурса. Я состою в областной комиссии по ЕГЭ и знаю, сколько ребят записалось сдавать химию и биологию. Знаю также, что количество выпускников школ сократилось по сравнению с предыдущим годом. И, конечно, мы не ожидали такого наплыва абитуриентов. В приемную комиссию поступило 2607 заявлений. Это почти на тысячу больше, чем в 2009-м. А в 2008 году было только 1219 желающих учиться в ТюмГМА.

Мы ведь вуз небольшой, всего 350 бюджетных мест: 230 человек — на лечебном факультете, 75 -на педиатрическом, 10 человек -на стоматологическом и 35 — на фармацевтическом. Средний конкурс по вузу: 7,5 человек на место. Самый большой конкурс на стоматологическом факультете -35 человек на место.

На ваш взгляд, почему у молодежи вдруг проснулся такой интерес к медицине?

— Я полагаю, что за этим стоит прежде всего работа органов практического здравоохранения и нашего вуза. В отличие от многих вузов Тюмени, мы сохранили такое понятие, пришедшее из советских времен, как целевой набор. Он осуществляется для нужд здравоохранения Тюменской области, обоих автономных округов, и еще мы готовим медицинские кадры для Курганской области. У нас около 50 процентов целевиков.

Целевые места оплачивают муниципалитеты, для которых вы готовите специалистов?

— Нет, под это мы отдаем федеральные бюджетные места — на основании постановления о целевом приеме, подписанного в 1995 году Виктором Черномырдиным, для удовлетворения социальных потребностей регионов, и особенно тех территорий, которые в наименьшей степени укомплектованы кадрами.

Кто попадает на целевые места?

— Выпускники из районов, нуждающихся в медицинских кадрах. В течение учебного года главные врачи больниц работают со старшеклассниками, осуществляют отбор перспективных учеников, и дают им направления в вуз. Мы заключаем трехсторонний договор — департамент здравоохранения, абитуриент и медицинская академия, — на основании которого осуществляем целевую подготовку. Средств территорий для этого не привлекаем.

Но, безусловно, поддержка вузу оказывается. В рамках областной программы поддержки высшей школы и программы «Сотрудничество». Финансируется проведение научных конференций, издание учебников, проведение ремонтных работ. Серьезная статья расходов — на финансовую поддержку ребят. Из средств программы выдаем материальную помощь студентам, оплачиваем места в общежитиях.

Кроме того, мы сами большую разъяснительную работу проводим — и в Тюменской области, и в автономных округах, и в Курганской области. Я, когда учился в школе, не мог даже представить, что к нам в Нефтеюганск приедет вузовский преподаватель, а сейчас мы ездим. Я объехал всю сельхоззону и северные округа. Все города, где есть медучилища. Встречался с потенциальными нашими абитуриентами. Приглашаем ребят к нам, проводим учебные сессии в период зимних каникул. Совместно с педагогами школ готовим ребят к ЕГЭ. В стенах нашей академии работает лицей N 93, и, конечно, эти ребята тоже приходят к нам в вуз.

Кроме высокого конкурса, чем еще удивила нынешняя приемная кампания?

— Колоссальным количеством заявлений от жителей других областей. Курганцы — это привычно, в области нет медицинского вуза. Но Свердловская область таковой имеет, тем не менее, оттуда поступило 384 заявления, 82 заявления из Челябинской области, а там своя медицинская академия. Омская область и то была представлена — 14 заявлений. И еще порядка 150 заявлений из других регионов. Это говорит о том, что какой-то авторитет в нашем околотке мы имеем…

С чем, вы думаете, связан наплыв иногородних абитуриентов?

— Поделюсь своим видением. У нас в области врачи материально «прикрыты» значительно лучше, чем в соседних. Вы знаете, что Курган остался без врачей? Всеми правдами и неправдами курганцы бегут в Тюменскую область. Потом, возьмите, кризис: кругом были сокращения, а в тюменском здравоохранении сокращений не было. Сказался и перевод на одноканальное финансирование. Пусть зарплата у медиков не очень большая, но она выдается всегда в срок. И не зависит ни от каких катаклизмов: ни от пожаров, ни от внеплановых ремонтов. Она поступает из бюджета области. Это стабильность. Что ни говорите, а здравоохранение в нашей области выглядит вполне прилично. И многопрофильная клиника при медакадемии укрепляет технологическую базу: к нам постоянно поступает современная аппаратура. Такой рентгеновский кабинет сделали — пальчики оближешь. А многоканальные кардиографы! Наши студенты учатся работать на самых современных аппаратах.

Хорошо, допустим, у иногородних абитуриентов есть резон поступать в вуз, имеющий хорошую материально-техническую базу. Но окончив его, они вернутся в Екатеринбург, Омск, Челябинск… Или останутся?

— Останутся. Они все хотят работать в Тюмени.

Отлично. А что можно сказать об уровне знаний абитуриентов?

— Давайте посмотрим. У 141 абитуриента золотая медаль, у 147 — серебряная. Плюс 28 дипломов с отличием об окончании медицинских училищ.

Это почти все бюджетные места? Медалисты и обладатели «красных дипломов» имеют преимущество при поступлении?

— Нет. Сегодня смотрят только на баллы по ЕГЭ. Медаль медалью, но к ней нужен сертификат. Все, поступившие на целевые места, имеют за ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку в среднем больше 200 баллов. Можно говорить о том, что уровень подготовки по сравнению с прошлым годом вырос. А ведь речь идет о сельской школе. А тюменцев среди целевиков нет. В городе вопросы с кадрами решаются сами собой. Студенты женятся, выходят замуж и нетюменцы становятся тюменцами — очень легко. Целевая же программа существует для того, чтобы решить кадровую проблему в сельской местности.

Целевики возвращаются в сельские больницы? Сколько из ваших выпускников становятся практикующими врачами?

— Все! Целевые места потому и называются так, что выпускник медакадемии должен вернуться в больницу или поликлинику, которая его направила на учебу.

Но каждое медучреждение нуждается в определенных специалистах. Целевики уже при поступлении знают, кем станут: акушерами, хирургами или терапевтами?

— Нет. В направлении проставлен только факультет. А потом ребята сами выбирают. Мы тоже помогаем им определиться. Департамент здравоохранения проводит дни главного врача. Старшекурсникам показывают вакансии, объясняют: какие специалисты и где нужны. Мы говорим им: хотите работу, жилье — получайте соответствующую специальность. Молодым специалистам в сельской местности предоставляется жилье.

А сколько поступивших на целевые места доходит до диплома?

— За годы обучения мы теряем в среднем 10 процентов от числа поступивших, считая тех, кто уходит в академические отпуска, переводится в другие вузы или отчисляется за неуспеваемость. Отмечу, что раньше, при советской власти, когда были плановые приемы, за пять лет мы теряли половину принятых на первый курс.

Молодежь серьезнее стала относиться к выбору профессии, к учебе?

— Не только. Вузы тоже стали дорожить своими студентами. Министерство здравоохранения оценивает нашу работу в том числе и по количеству отчисленных. Логика такая: раз сами провели отбор, приняли лучших из лучших, значит, должны приучить к своему стилю жизни, влюбить в вуз, в профессию.

Чему, кроме программных дисциплин, вы учите?

— Мы постоянно говорим своим ученикам о высоких требованиях к врачам. Что врач — это служение, это готовность к самопожертвованию.

Есть эта готовность у нынешней молодежи?

— Есть. Прошлой зимой, когда случилась вспышка гриппа, областной департамент здравоохранения обратился в медакадемию за помощью. Мы приостановили занятия и направили старшекурсников в помощь участковым поликлиник. Он и вели приемы, ездили к больным. Благодаря этому удалось снизить нагрузку на штатный персонал (многие врачи сами заболели гриппом) и остановить эпидемию. Позже глава администрации города пригласил к себе сорок наших студентов и лично поблагодарил их за работу. Это о чем-то говорит?

***
фото: Сергей Галян: «мы имеем какой-то вес в нашем околотке»;врач — это ежедневное служение людям (в ожоговом отделении второй областной больницы);врач-интерн Баян на практике

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта