X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Трудный предмет «Здоровье школьника»

Я не доверяю цифрам. Ими, при желании, можно жонглировать. В бухгалтерии цифры, конечно, необходимы, а вот в статистике могут легко запутать.

На заседании «круглого стола», в областном департаменте науки и образования, прозвучало: за два года — с 2007-го по 2009-й — Тюменская область вышла на первое место в России по такому серьезному показателю, как здоровье школьников. 85 процентов учащихся относятся к первой и второй группам здоровья. Об этом сообщила главный специалист сектора охраны материнства и детства департамента здравоохранения Елена Дедюкина. И тут же отметила: детей с первой группой — то есть абсолютно здоровых — стало почти на три процента меньше, чем в 2008 году.

Получается, что в лидеры мы выбились не за счет здоровых (их всего 11,8 процента от 13 тысяч 325 школьников), а за счет относительно здоровых детей (заболевания которых еще не перешли в хроническую стадию).

Даже если у ребенка обнаружен кариес, он уже здоров лишь относительно. По этому показателю данные облздрава и практикующих врачей тоже разнятся. Елена Дедюкина сообщила, что 47 процентов тюменских детей страдают кариесом. Главный детский стоматолог области Любовь Иванова сказала: «Ситуация еще хуже».

— У 87 процентов детей 12 лет обнаружены различные проблемы зубов и полости рта, — проинформировала Любовь Александровна. При этом отметила: — Благодаря профилактической работе в детских садах и школах мы добились хороших результатов. Семь лет назад почти каждый тюменский школьник имел пять-семь больных зубов, сейчас — два-три.

Самыми распространенными детскими болезнями являются: нарушение осанки (этим страдает более 21 процента школьников), болезни глаз (почти 15 процентов). Следом идут дефицит массы тела и болезни органов пищеварения. Медики считают, что причины этого — малоподвижный образ жизни, неправильное питание, отсутствие в рационе необходимого набора овощей и фруктов, а также употребление алкоголя и курение.

Существует расхожее мнение: все болезни от нервов. Для современных школьников сам факт нахождения в коллективе является мощным стрессом.

— Дома ребята большую часть времени проводят за компьютером, — говорит детский психотерапевт Тюменской областной клинической психиатрической больницы Денис Култышев. — А в школе — живое общение, которому нужно учиться!

Денис Владимирович рассказал, что при ОКПБ создан центр, который специализируется на проблемах адаптации детей в школе. Психологи и психотерапевты помогают развить память, внимание, интеллект ребенка, повышают его мотивацию к обучению. Работают параллельно с родителями, которые, по словам Култышева, не всегда адекватно оценивают способности своего ребенка. Увеличивая нагрузки и ругая за неуспеваемость, взрослые порой предъявляют требования, которым их чадо просто не в состоянии соответствовать. Во всяком случае, без специальной помощи.

— Примерно в 75 процентах случаев у обратившихся в наш центр проблемы адаптации к школе исчезают или ситуация значительно улучшается, — говорит Денис Култышев.

Его слова подтверждает заведующая детским центром здоровья при городской поликлинике N 1 Флора Путинцева:

— Мы направляем детей в центр для психологической коррекции, и буквально через полгода родители приходят с благодарностями. Если у ребенка была по математике двойка, после занятий с психологами оценка по предмету повышается, знания усваиваются лучше…

Не случайно «круглый стол», посвященный здоровью школьников, «стоял» в департаменте образования и науки. Медики не скрывают: силами одного здравоохранения проблему не решить. Согласны с ними и педагоги.

Как следует из доклада директора 70-й школы Лидии Русаковой, в Тюмени уже есть, по крайней мере, одна школа, где учителя и медики работают в унисон.

— В прошлом году к нам пришел один здоровый первоклассник из ста, — говорит Лидия Русакова. -Остальные — с каким-нибудь диагнозом. Пятеро детей — инвалиды.

Перед педагогами не стоят задачи «оздоровить» школьников за годы учебы. Но не допустить рост хронических заболеваний и ухудшение состояния тех, кто имеет незначительные отклонения здоровья, — такую цель директора ставят. Справляются с ней по-разному.

— Мы разработали и реализуем программу «Здоровье», — рассказывает Лидия Николаевна. — Она включает в себя создание здоровьесберегающих условий, в том числе речевого пространства. В школе не должно быть агрессивных интонаций; учителя должны говорить на хорошем русском языке; никаких «лающих» голосов на перемене или в классе.

Дальше директор поведала и вовсе о чудесных эпизодах школьной жизни. К примеру, чтобы наставить на путь истинный гиперактивных и «трудных», открыли секцию «Экс-трим». Построили скалодром, который работает до 22 часов, без выходных. Теперь свою необузданную энергию ребята тратят на занятиях, говорит Русакова. «Лазают по стене — молча!»

Есть в 70-й школе центр спортивно-исторического фехтования. Там преподают основы рыцарской культуры.

— Я сама, когда прихожу посмотреть на занятия фехтовальщиков, невольно выпрямляю спину, — говорит Лидия Николаевна. — Фехтование отлично укрепляет осанку!

В школьном центре физической культуры и спорта работает 14 секций — опять же с утра до вечера и без выходных. А есть еще и свои центры развития речи и психологического сопровождения.

Самое удивительное: прямо в школе ребенок может пройти физиолечение, курс массажа, ЛФК, вылечить зубы, принять водные процедуры.

А еще тут существуют такие должности, как «слушательница стихов» или «дежурная по этажу». С ними, по словам директора, отлично справляются пожилые женщины. Одна помогает детям в подготовке к урокам литературы, вторая -просто помогает. В разрешении ли назревающего конфликта, добрым ли советом.

— Эти люди никуда не спешат, поэтому у них всегда есть время выслушать ребенка, — говорит Лидия Русакова. — Когда ребенку интересно, он всегда здоров.

У нее спросили: на какие средства содержите центр здоровья? Почему в других школах этого нет?

Она ответила: центр здоровья был создан еще до ее директорства, но потом бюджетное финансирование прекратилось и встал вопрос о его закрытии. Русаковой удалось найти поддержку у депутатов и правления школы.

— Но не столько финансы решают вопрос, сколько мотивация, желание всего коллектива работать именно так, — говорит Лидия Николаевна.

— Где находите сподвижников?

— Людей, которые хотят хорошо работать, — много. Нужно только создать им условия.

В 70-й школе нет проблем с кадрами, как нет и свободных мест. Желающих учить своих детей именно здесь больше, чем школа способна вместить. Но если в городе есть один хороший пример, то есть и надежда, что ему последуют другие.

— В Тюмени восемь школ оснащены медико-профилактическим оборудованием, — сообщила Елена Дедюкина. — Может, не в таких объемах, как 70-я, но все же. А с 1 декабря 2010 года откроются детские центры здоровья при поликлиниках. Мы возлагаем на них большие надежды.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта