На чем «горит» малым бизнес
Юрия Хозяинова в Тюмени знают многие. Одни — как фотокорреспондента и человека, пишущего на темы культуры и спорта, другие — как актера народного театра, третьи — как бизнесмена.
В последней ипостаси я узнала его недавно. Когда бизнес Хозяинова арестовали и над самим предпринимателем нависла угроза ареста.
Он рассказал, с чего начинал свое дело и как, после 20 лет успешной работы, оказался на грани полного разорения.
История вкратце такова: в декабре 1990 года Юрий Семенович создал малое предприятие по пошиву медицинской спецодежды «НЭССИ». Направление деятельности выбрал не случайно — в 1989 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Эргономические свойства рабочей одежды». Еще, будучи аспирантом института биофизики, Минздрава СССР, разработал морозозащитную маску «Север», которую активно использовали нефтяники и газовики Ямала, Югры и других северных территорий.
Все шло неплохо — заказы поступали, бизнес процветал. Единственный вопрос, который никак не мог решиться, — с помещением. Сначала Хозяинов арендовал офис в облсофпрофе, потом во Дворце спорта, бане и даже… на почте. Поэтому, когда в 2007 году заместитель директора «Тюменьэнергобанка» Галина Богданова предложила ему взять кредит в 3 млн. 260 тысяч рублей под покупку здания на ул. Станционная, 28, согласился охотно.
— Сама предложила? — уточняю я. — Обычно за кредитами люди в банк обращаются.
— Меня это не удивило, — говорит Юрий Семенович. — Банки практикуют такую форму привлечения клиентов, проверенных и платежеспособных: предлагают кредиты на развитие бизнеса.
Договор оформили быстро, и буквально через несколько дней на счет фирмы «НЭССИ» поступили. 500 тысяч рублей.
— Остальные 2 миллиона 860 тысяч банк перечислил на счет неизвестной мне компании, — говорит Хозяинов. — Но меня успокоили: эти деньги пойдут на оформление документов, на здание.
Какое-то время у предпринимателя не возникало причин для беспокойства. Банк информировал его о том, как идут дела с приватизацией сооружения, которое он уже считал своим. Даже помогал с получением крупных заказов — опять же обоюдная выгода: клиент получает прибыль и быстрее расплачивается по кредиту. Так и было — свои 500 тысяч вместе с процентами Хозяинов выплатил за несколько месяцев. А вскоре «Тюменьэнергобанк». рухнул. Документы на здание, которые обязался оформить банк, где-то зависли. Куда ушли деньги, якобы выданные предпринимателю на развитие производства, Хозяинов понятия не имеет, но официально он остался должен!
Тем временем право требования по займам у «Тюменьэнергобанка» купил «УРСА-банк» (позже объединившийся с МДМ-банком) и начал атаковать должников.
— «УРСА-банк» подал на меня в суд и выиграл. Теперь с меня требуют уже больше трех миллионов рублей — с набежавшими процентами и судебными издержками, -говорит Юрий Хозяинов.
Дело предпринимателя рассматривали не в арбитражном суде, а в суде общей юрисдикции. С него как с «опасного преступника» взяли подписку о невыезде. Арестовали имущество «НЭССИ» — швейные машинки, оргтехнику, тем самым лишив возможности зарабатывать хоть какие-то деньги. Арестовали счет предприятия.
Сначала я подумала, что Юрий Семенович отказывается выплачивать деньги, которых не брал. Тогда позиция «УРСА-банка», решившего в судебном порядке взыскать долг, право на который он выкупил, была бы понятна. Но оказалось, что Хозяинов выплачивал «виртуальный» кредит — по 15 тысяч в месяц, пока его предприятие работало.
— Сейчас у меня просто нет денег, чтобы платить, — говорит предприниматель. — И заработать я не могу — средств производства меня лишили!
Юрия Хозяинова судят за невыполнение обязательств по кредиту. Если суд признает его злостным неплательщиком, могут и посадить — статья 177 УК РФ предполагает до двух лет лишения свободы. Хотя еще в 2008 году, когда этот закон бурно обсуждался в прессе, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков в интервью РИА «Новости» комментировал: «Применение статьи УК не предполагает невыплату кредитов в целом, а только долги злостных неплательщиков. Злостность предполагает, что человек не хочет выплачивать кредит, он уклоняется, не идет на контакт с судебным приставом или с банком. Только в этом случае действует статья. В противном случае мы не возбуждаем уголовные дела».
Но именно злостным неплательщиком пытаются выставить Хозяинова. Прессинг, который оказывают на него судебные приставы и представители банка, довел Юрия Семеновича до сердечного приступа. Но и плохое состояние здоровья обвиняемого не стало основанием для поиска компромисса. Хотя в данном случае он, компромисс, напрашивается сам собой.
— Если МДМ-банк не ставит задачей меня уничтожить, он должен дать мне возможность работать, — говорит Хозяинов. — Ведь машинки, компьютеры и офис сами по себе ничего не стоят. Ценны только имя предприятия, его брэнд. Пока еще ценны!
Я пыталась получить комментарий в МДМ-банке. Звонила представителю, который непосредственно занимается делом Хозяинова, и директору тюменского филиала банка. Тот и другой сказали, что не уполномочены давать информацию.
P.S. Вчера позвонила Юрию Хозяинову, чтобы узнать, продвинулось ли что-то в его деле. Сказал, что с него сняли подписку о невыезде. И вовремя. Из Государственной Думы и Фонда содействия развитию предпринимательства Юрий Семенович получил приглашение на участие в церемонии вручения международной премии в области предпринимательской деятельности «Элита национальной экономики». Она состоится 23 сентября в Москве.
Очень важная деталь: Хозяинов приглашен туда не «просто зрителем», а как один из лауреатов премии.