Патриотами не рождаются
Мнение, что будущее вырастает из настоящего, первым высказал Николай Васильевич Гоголь.
… Давно догорел последний пионерский костер, а переплет хорошей книги все меньше привлекает детский взор. И поучиться юным дарованиям не у кого, так как родители постоянно на работе. Выход есть — отдать ребенка учиться уму-разуму к преподавателю какой-нибудь секции. Но даже в школах дополнительные занятия стали платными, а потратить ту же тысячу рублей в месяц для многих мам и пап сложно.
— Вы никогда не задумывались, кем будут ваши дети? О чем они будут рассуждать, чем интересоваться? А ведь это зависит только от нас! — так начала нашу встречу руководитель Кижеватовского движения Лилия Осипенко.
Осенью 1965 года молодая пионервожатая лагеря «Спутник» Лилия Афанасьевна побывала в Брестской крепости — делегатом на первом Всесоюзном слете победителей похода по местам боевой славы. Поездка стала поворотным событием в ее жизни. Услышанное на слете пробудило в ней желание создать в Тюмени организацию, которая будет воспитывать школьников на примере защитников Бреста.
Клуб назвали в честь Героя Советского Союза пограничника Андрея Кижеватова — и в помещении старого детского садика начали свою работу. Через некоторое время приехали в другое помещение, где клуб существует и сейчас.
Музей боевой славы стал для Лилии Афанасьевны вторым домом и смыслом жизни. Там она проводит большую часть свободного времени. До сих пор ее, уже далеко не пионервожатую, просят приходить в школы. Есть и те, кто за руку приводит к ней своих чад. Правда, с каждым годом таких ответственных родителей становится все меньше.
Некоторые ребята сами приходят в гости к хранительнице музея, с удовольствием слушают ее рассказы о героях-пограничниках. Эти своеобразные уроки истории не проходят даром. «Если достучались до сердца одного, то обязательно получится и с остальными», — говорит Лилия Афанасьевна.
Больше всего ребятам нравится рассматривать военные трофеи. Участникам движения «кижеватовцев» на раскопках в Бресте удалось собрать многое. Есть и старые автоматы с винтовками, и гранаты с касками.
— Когда дети смотрят на все это, могут потрогать, у них просыпается интерес к истории и культуре своего народа. Тут главное -не упустить момент и как можно больше рассказать, — считает Лилия Афанасьевна.