Водевиль от месье Венсея
Роль в водевиле, я думаю, невозможно переиграть. Она изначально до смешного преувеличена.
Наверное, потому увидеть тюменского актера в водевиле, где он, согласно, жанру, искренне переигрывает, — большое удовольствие.
Спектакль «Убийство на улице Лурсин», сдача которого прошла в субботу в театре драмы, у французского режиссера Жака Венсея получился настоящим водевилем. Смешным и нелепым, с музыкальными куплетами, записанными на пленку, которой актеры дружно подпевают, с пританцовываниями.
Сюжет не нов, образы трафаретны. Но почему тогда смеешься и умиляешься?
… Рантье Ланглюмэ (заслуженный артист России Анатолий Бузинский) просыпается утром с признаками жуткого похмелья. В постели у него обнаруживается — о, ужас! — незнакомый мужчина, который при ближайшем рассмотрении оказывается Мистенгом (артист Сергей Белозерских), его давним приятелем, с которым Ланглюмэ не виделся много лет. Оба они забавно и шумно пьют воду из кувшина и попутно выясняют, что вчера вечером были на одном и том же банкете, и оба не помнят ничего, что «было после салата». В порыве дружеских чувств Ланглюмэ приглашает Мистенга на завтрак, во время которого жена Ланглюмэ Норина (заслуженная артистка России Татьяна Пестова) читает колонку происшествий в городской газете, где говорится об ужасном убийстве на улице Лурсин. Там был обнаружен труп молодой угольщицы. Друзья проверяют карманы фраков и обнаруживают в них кусочки угля.
Разумеется, никакого убийства они не совершали, просто лакей Жюстен (заслуженный артист России Вениамин Панов) подсунул Норине газетный номер 20-летней давности. Но выяснится это только через час, в конце спектакля. А пока актеры Бузинский и Белозерских будут очаровательно бояться, осознавать себя жестокими убийцами, уничтожать и прятать возникшие вдруг улики, отмывать испачканные углем руки, пуская облака пузырей, которые со смехом ловят зрители первых рядов.
Больше всего, на мой взгляд, роль в водевиле пришлась к лицу Сергею Белозерских. Его взлохмаченный, с красным носом алкоголика, Мистенг особенно забавен и нелеп. В паре со степенным, солидным персонажем Бузинского он выглядит изрядным прохвостом, что от него и требуется.
… На короткой встрече с режиссером, которая состоялась после спектакля, журналисты спросили Жака Венсея о том, почему он привез в Тюмень классический французский водевиль, а не что-нибудь более современное? Ведь независимый режиссер после премьеры водевиля в Тюмени отправится в Париж — работать над спектаклем по пьесе современного норвежского писателя.
— Смешная история о том, как двое мужчин перебрали со спиртным и забыли, что они делали вчера, универсальна. Понятна и французу, и русскому, — легко объяснил свой выбор материала месье Венсей. Хотя уточнил, что «Убийство на улице Лурсин» в тюменском варианте выглядит несколько иначе, чем во французском. Переводчик Сергей Корнилов качественно адаптировал пьесу Эжен Лабиш для российского зрителя. Но дело не только в переводе.
— Режиссер всегда подстраивается под актеров, с которыми работает. Так что неважно — русские артисты или французские — в каждом театре «Убийство на улице Лурсин» будет выглядеть по-разному, — убежден Венсей.
Во время спектакля он внимательно следил за реакцией зрителей. Оказалось, что ему наиболее смешными кажутся одни эпизоды, а публике — другие. Поскольку премьера водевиля назначена только на 16 октября, у режиссера и актеров еще есть время на «работу над ошибками». Кстати, у наших артистов и иностранного режиссера не возникло ни особого языкового барьера (на репетициях присутствует переводчик Людмила Микрюкова), ни недопонимания.
— Трудности есть в любой работе, — говорит Жак Венсей. — В Тюмени не возникло таких, с которыми мы не смогли бы справиться.
У него уже есть опыт работы с русскими театралами. В 90-х годах он побывал в Магнитогорске, правда, в роли актера. А в нашем городе впервые. Приехал благодаря проведению мероприятий в рамках года «Франция-Россия», который сулит нам еще не одну совместную постановку в новом театральном сезоне.
***
фото: Сергей Белозерских и Анатолий Бузинский в спектакле «Убийство на улице Лурсин»