У тюменского хлеба полсотни имен
Сводки с хлебного «фронта» еще сохраняют тревожную тональность. Производители хлебной продукции ищут взаимопонимания, убеждая, что они-де вынуждены постепенно поднимать стоимость продукции. Так, на прошлой неделе директор Тюменского хлебокомбината Геннадий Страчков привел свои выкладки в защиту новых отпускных цен…
В верхних же эшелонах власти пока слышится разнобой во мнениях по этой важной проблеме. Так, президент Дмитрий Медведев во время поездки на Воронежский хлебозавод заверил, что производители хлеба без государственной поддержки не останутся. Минпромторг в лице заместителя министра Станислава Наумова обещает ввести «заморозку цен», чтобы «умерить аппетиты оптовиков». Минэкономразвития, наоборот, считает, что это нецелесообразно, что надо действовать рыночными методами. В это же время Федеральная антимонопольная служба возбуждает в некоторых регионах уголовные дела в связи с резким удорожанием продуктов, а Тюменское УФАС от оценок воздерживается (вероятно, полагает, что время для вмешательства еще не наступило или, что для этого в Тюменской области нет оснований).
А пока законодатели продумывают механизмы компенсации затрат на подорожавшую муку, пока власть ищет метод борьбы с дефицитом или со слухами о нем, хлебозаводы, хлебокомбинаты, хлебопекарни продолжают каждое утро доставлять на прилавки прямоугольные и круглые буханки национального продукта, который в нашей стране является основным.
Крупнейший в нашем городе Тюменский хлебокомбинат выпускает полсотни наименований хлебобулочных изделий — порядка 30 тонн в сутки. У предприятия есть и собственные магазинчики, но основная продукция расходится по крупным торговым точкам.
Наши корреспонденты Вероника Ильина и Михаил Калянов (фото) побывали на комбинате. Вот их репортаж
Здание хлебокомбината — старое, но внутри жизнь кипит: модернизируется производство, закупаются новые линии, регулярно обновляется ассортимент продукции.
Вот линия для выпечки подового хлеба. Только тут, на хлебокомбинате, я узнала, откуда взялось такое название — подовый. Раньше думала, что из-за круглой формы. Оказывается, потому что выпекаются эти румяные караваи не в формах, как принято сейчас, а по старинному рецепту — на поду печи.
— Так хлеб вбирает в себя весь жар, приобретает особый вкус, — объясняет заведующая лабораторией Мария Галкина.
Лаборатория на таком крупном комбинате выполняет важную функцию. В ней не только проверяют качество закупаемой муки, но и разрабатывают новые сорта хлеба.
— Недавно начали выпускать Здоровое сердце», — говорит Галкина. — Со специальными добавками, способствующими укреплению сосудов, правильному кровообращению. Сейчас изучаем спрос. Выпускаем пока небольшими партиями.
Зашла речь и о знаменитом «дарницком». Мария Андреевна говорит, что здешний «дарницкий» в своей категории вне конкуренции:
— В Тюмени только у нас есть специальное оборудование для производства этого сорта. И мы соблюдаем строго весь технологический процесс, ведь вся линейка, от подготовки к замесу до выпечки, занимает 14 часов.
Что касается муки, то хлебокомбинат гарантирует, что его продукция не заплесневеет раньше времени и не превратится в дурно пахнущее тесто, что бывает, когда хлеб пекут из муки низкого качества, зараженной «картофельной палочкой». Кроме того, на качестве муки сказываются сроки ее хранения. Здесь отдают предпочтение свежемолотой, поэтому закупают муку у комбината хлебопродуктов небольшими партиями.
Коллектив предприятия достаточно стабильный. Несмотря на невысокую зарплату — в среднем 13 тысяч рублей, люди держатся за свою работу.
— Получка у нас всегда в срок, и «белая», не в конвертах, — говорит начальник планового отдела Ольга Мухачева. — Все социальные гарантии соблюдаются.
Есть на хлебокомбинате целые семейные династии. Укладчик хлеба Ринат Шайхутдинов как раз из такой. Его папа много лет работает оператором печи, а мама — тестоводом.
Производство хлеба — процесс круглосуточный. Ночью печи работают в полную силу, чтобы рано утром румяные ароматные буханки доставить на прилавки магазинов.
К национальному продукту — хлебу — мы всегда «неровно дышим». Но «неровно» — не обязательно должно быть «нервно». Как сказал один из крупнейших российских экономистов-рыночников Евгений Ясин, «продовольственную инфляцию ограничениями не остановить. Если вы живете в рыночной экономике, не надо дергаться. Если вы не будете рыпаться, через некоторое время продукты начнут дешеветь, потому что паника закончится».
***
фото: Покупатели предпочитают хлеб, расфасованный вот так — в пакеты, а торговым сетям почему-то нравится термаупаковка;Хлеб нарезают и упаковывают;Укладчик хлеба Ринат Шайхутдинов — из семейной династии тюменских хлебопеков;Здесь пекут подовый хлеб