Два самых молчаливых пассажира
Людей, сгрудившихся возле оградительной ленточки на автодроме учебного комбината «Автомобилист», запросто можно принять за пассажиров, которые безуспешно пытаются дождаться своего автобуса или маршрутное такси.
Они с беспокойством смотрят на желтые «газели» и зелено-белые «ЛиАЗы», проносящиеся круг за кругом мимо них. Однако никто не жалуется, потому что на самом деле все собравшиеся прекрасно знают: сегодня эти автобусы пассажиров не берут. Во время соревнований водителей общественного транспорта запрещено, чтобы в салоне конкурсной машины кто-нибудь находился. Да и на площадку, где установлена полоса препятствий, зрителям лучше не выходить — слишком большие скорости и накал страстей.
По словам судей, все элементы, которые нужно пройти водителям, стилизованы под городские условия. Хотя мне, например, ни разу не приходилось видеть в городе маршрутный автобус, на большой скорости пятящийся назад и при этом энергично виляющий. задней частью. А на соревнованиях — пожалуйста! И никого это не удивляет. Такой элемент называется «проезд змейки задним ходом». И, кстати, участники конкурса говорят, что не он самый сложный из всех: есть и похуже.
— Остановка — вот что сложно, — делится впечатлениями от трассы тобольский участник Антон Иванов. — Нужно заехать в «карман» и ни одним колесом не задеть бордюр. А еще изловчиться и так остановить автобус, чтобы средние двери оказались прямо напротив пассажира.
В роли пассажиров на автодроме… два длинных колышка, воткнутые в землю. На один из них накинута чья-то куртка, на другой повязан красный бантик. Я так думаю, они бы не очень расстроились, остановись автобус чуть дальше от них — ругаться бы точно не стали. Только вот судьи за всеми недочетами, в отличие от лояльных пассажиров-палочек, следят строго. Один невыполненный элемент или сбитый колышек — и к зачетному времени добавляются лишние секунды.
— В городе для меня нет проблемы остановиться около пассажира так, чтобы ему идти никуда не пришлось — шагнул, и сразу в салон попал, — сетует Антон Иванов. — А тут, видимо, волнение сказывается, а еще ответственность — команда на меня большие надежды возлагает.
Оказывается, умение остановиться ровно напротив пассажира особо ценно для водителей маршрутных такси. В городе их сейчас очень много — пойди, уследи, какая «газель» и по какому маршруту ходит.
— Поэтому мы и стараемся остановиться так, чтобы табличка с указанием маршрута оказалась прямо против глаз пассажира, -говорит водитель Виктор Фатеев. — Мой 35-й маршрут идет практически по всей Тюмени, но о нем почему-то мало кто знает. Вот и приходится таким образом зазывать горожан. Иногда даже дверь открываю и спрашиваю: кому и в какую сторону нужно ехать?
Фатеев с тряпочкой в руках убегает к «газели», которая выходит на старт.
— Машина же еще совсем не готова, — кричит он участнику, сидящему за рулем. — Надо стекла все протереть и «прибамбасы» с лобового стекла снять.
Очень, говорит Виктор Фатеев, всякие «висюльки», болтающиеся на зеркале заднего вида, при вождении мешают — отвлекают.
… Тут же, на площадке для маршрутных такси, я узнала, что длинным неповоротливым «ЛиАЗом» управлять намного легче, чем маленькой «газелью», — потому что коробка перемены передач у автобуса автоматическая, и водителю не приходится прилагать никаких усилий — можно сосредоточиться на дороге и пассажирах. Собственно, сами водители автобусов с этим утверждением спорить не стали, добавили только (косясь в сторону «маршрутчиков»), что хотя коробка и автоматическая — попробуй, уследи за тем, что у тебя делается позади: вписались ли задние колеса в поворот, полностью ли вошел автобус в остановочный «карман»?
Убедиться в том, что дело это нелегкое, можно было прямо на месте. Время от времени какой-нибудь из автобусов, слишком круто развернувшись на повороте или не рассчитав расстояние между элементами, сшибал-таки колышки.
Каждая неудача сопровождалась вздохами сожаления тех, кто наблюдал за выступлением конкурсанта.
— Сложно было? — подхожу к водителю, только что выбравшемуся из кабины. На вопрос оборачиваются сразу несколько человек, успевшие окружить участника со всех сторон. Переглядываются, улыбаются.
— А эта профессия, она вообще — сложная, — отвечают почти хором.
***
фото: «Газели» и «ЛиАЗы» на старт выходили одновременно, только на разных площадках;Лавировать между колышками на автодроме иногда сложнее, чем между машин в городе;Тютелька-в-тютельку;Такое упражнение очень хорошо тренирует ловкость управления машиной.