Погружение в книжный мир
Для Ирины Овечкиной библиотека всегда была миром особым. Работать здесь было ее розовой мечтой с детства.
Читать она училась, как все в ее время, — в первом классе. Читающих дошкольников тогда почти не было. На учителе начальных классов лежала большая ответственность — не просто научить буквам и цифрам, но и привить интерес к знанию, к чтению. Как учителя тогда со всем справлялись? Классы были немаленькие, дети разные… И каждого надо было понять, приласкать, обогреть… Родители вряд ли были большими помощниками в этом процессе. Разве только домашние задания проверяли, да и то не всегда: не хватало ни сил, ни времени.
Но Ирине с родителями повезло. Отец был увлеченным книголюбом, и при любой возможности покупал детям (в семье их росло трое) книги. Все премии на них тратил. Причем каждому подбирал литературу по возрасту и интересам. Мама, конечно, читала меньше, все хозяйство было на ней. Читать взахлеб она начала уже позже, когда вышла на пенсию. Говорила, что только сейчас может наверстать упущенное.
В доме всегда была большая библиотека, Ирине не приходилось куда-то ходить, чтобы найти литературу по школьной программе. Все было под рукой, по крайней мере, классика — русская, зарубежная.
И, может, от того, что чтение для нее всегда было таким уютным и домашним, на всю жизнь сохранилось особое отношение к книге. «Книга для меня, — говорит она, — как живое существо. Остаешься с ней один на один и погружаешься в мир, полный самых неожиданных историй».
Но при таком трепетном отношении к чтению библиотекарем, как, ни странно, она стала случайно. В ее детскую мечту вмешалась судьба и перекроила все жизненные планы. Вместо учебы на библиотечном факультете пришлось осваивать профессию… техника-электрика, а затем работать инженером-нормировщиком на заводе.
Но, видимо, есть какая-то высшая справедливость во всем, что происходит с нами. Когда ее семье пришлось бросить все и в 24 часа уехать из теплой Киргизии в одну из дальних деревень Калужской области, казалось, что все кончено. Ни жилья, ни работы. Но когда приехали на место, ей предложили вакансию… в сельской библиотеке. Так неожиданно давняя мечта начала сбываться. Заведующей сельской, а по совместительству и школьной библиотекой Ирина Овечкина проработала девять лет.
… В Тюмени вначале устроилась библиотекарем в вальдорфской школе, а потом перешла в гимназию N 1, и вот уже семь лет заведует здесь библиотекой. Точнее, даже не библиотекой, а информационно-библиотечным центром… Хотя когда она в первый раз зашла в помещение, где хранились книги, говорит, что захотелось заплакать, а потом и убежать куда-нибудь подальше. Библиотека находилась в ужасающем состоянии. Это было темное, пыльное, тесное помещение, по стенам которого бежала вода, крыша протекала, а в хранилище приходилось ходить со свечкой. Стеллажей не хватало, томики кучами лежали на полу. Потом несколько лет Ирина Ивановна вынужденно занималась их списанием, потому что пришли они в полную негодность.
Казалось, ничто и не предвещало светлого будущего. Но директор гимназии Михаил Колосов мечтал, чтобы из дедовского прошлого библиотека шагнула сразу в современность. Это казалось фантастикой, но стало реальностью.
Выделили большое, просторное помещение, поставили компьютеры и иную технику, подключили Интернет, пополнили книжный фонд (сейчас в нем более восьми тысяч экземпляров). Появился большой выбор аудио — и видеодокументов (более тысячи единиц), справочной литературы. Библиотека смогла позволить себе такую роскошь, как несколько подсобных помещений для хранения фонда. Определили и четыре рабочие зоны: для выставок, для читального зала, для работы на компьютерах и выхода в Интернет, для методической работы учителей. И библиотека стала информационным центром действительно, а не формально!
Правда, Ирину Ивановну внедрение в библиотечную жизнь компьютерных технологий не только радует, но и огорчает. Дети читают меньше. Интернет для многих стал более доступным и понятным, чем книга. И это объяснимо. Высокие школьные нагрузки, недостаток свободного времени, порой полное отсутствие книг дома (недавно проводили опрос среди учащихся, и оказалось, что у некоторых не то, что личных библиотек — книжных полок дома нет).
Впрочем, никакие объективные причины, по ее мнению, не могут объяснить, почему одни дети растут читающими, а другие — нет. Заставить любить книгу, конечно, невозможно, но часто любви нет потому, что отсутствуют соответствующие знания. Или не встретился на пути тот человек, который бы открыл ребенку огромный книжный мир. Или время еще не пришло.
Вся мировая литература, в отличие от Интернета, учит тому, что никогда не стоит отчаиваться и ставить на человеке крест. Росток любви к книге может родиться там, где ты его совсем не ждешь. Главное — вовремя заметить его, не затоптать. Например, недавно старшеклассники гимназии N 1 увлеклись Достоевским! А ведь многие думали, что они — потерянное для чтения «поколение компьютерных технологий». Значит, есть надежда. Она, надежда, есть всегда.
***
фото: Ирина Овечкина;А у тебя какая книга?;На книжных полках должен быть порядок;Для семиклассницы Натальи Деревесниковой компьютер в библиотеке — хорошее подспорье в учебе.