Поле битвы — Мексиканский залив
Директор НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов Юлия Денеко рассказала журналистам, какие российские технологии применяются для очистки Мексиканского залива от нефти.
В пресс-конференции, прошедшей на этой неделе, участвовали также руководитель Западно-Сибирского отделения компании «Глобал Венчур» Виктор Рядинский, участвовавший в заключении контракта с американской стороной, директор департамента стратегического развития Светлана Барейша и руководители тюменского технопарка, резидентом которого является в настоящее время НИИ.
Напомню, речь идет об аварии на нефтяной платформе компании «Бритиш Петролеум», случившейся 22 апреля. Результат: пять миллионов баррелей нефти, пролившиеся в океан, и нефтяное пятно на его поверхности размером в 300 тысяч квадратных метров.
Помощь в ликвидации последствий аварии, которую тут же признали экологической катастрофой, предложили десятки компаний со всего мира. Американцы долгое время предпочитали справляться собственными силами, задействовав жителей прибрежных территорий и волонтеров со всей страны. По словам Виктора Рядинского, основные работы по очистке акватории взяла на себя виновница аварии — компания «Бритиш Петролеум». Но масштабы загрязнения таковы, что, даже взявшись всем миром, полностью справиться с последствиями удалось бы не скоро. Весь мир, кажется, и не прочь был броситься на спасение, да только. не бескорыстно.
С одной стороны, это правильно: если, как утверждают зарубежные СМИ, авария случилась из-за того, что ВР желала сэкономить на мерах по безопасности и получить, таким образом, дополнительные барыши, она и должна ликвидировать последствия своей «экономии». С другой стороны — под угрозой Мировой океан, тысячи видов рыб, птиц, растений, в том числе, в береговой зоне.
Учитывая, как все связано между собой в природе, можно не сомневаться, что эта катастрофа отзовется эхом по всей планете. Тот ли сейчас момент, чтобы искать виновных и думать о прибыли? Как считает Виктор Рядинский, думать о прибыли — дело для бизнесменов естественное, даже в такой ситуации. Вместе с тем он отмечает, что в Мексиканском заливе работают и волонтеры, и ряд организаций на общественных началах. Кстати, и участие тюменского НИИ в данном проекте — по большому счету, волонтерская акция.
Биофильтр, который американцы сейчас используют для очистки океана от нефти, создан учеными на базе технопарка Тюменского государственного университета. Внешне это изделие напоминает юбку папуасов: к «рукаву» из синтетической ткани прикреплены специальные волокна, на которые насаживаются бактерии, расщепляющие нефть на воду и углерод. В этих волокнах — весь секрет.
— Они имеют очень высокую активную поверхность, — говорит Виктор Рядинский, — и служат пищей для бактерий.
Использование биофильтра эффективнее абсорбирующих бонов, считают ученые, за счет того, что длина волокон может быть различной, а значит, захватывать не только нефтяную пленку на поверхности океана, но и кусочки нефти, плавающие на определенной глубине.
Технология была придумана не вчера. Еще в 1997 году она использовалась «Юганскнефтегазом». Была опробована и на Ямале — «Ноябрьскнефтегазом». Но на этом интерес нефтяников к ней угас. Сейчас, надеются в НИИ ЭиРИПР, она получит новую жизнь.
— После того, как американцы заключили с нами контракт, — говорит Юлия Денеко, — звонки посыпались со всего мира. Звонят из Белоруссии, Китая, из той же «Бритиш Петролеум», работающей в России.
Хочется верить, что участие тюменского научно-исследовательского института в ликвидации экологической катастрофы в Мексиканском заливе послужит достойной рекламой российской, и, в частности, тюменской науки.
Хочется верить, потому что есть основания полагать, что технологию, которую тюменские ученые предложили в помощь американцам, те уже выдают за свою. Или просто не упоминают о причастности к ней тюменского НИИ. Формально основания для этого у американцев есть. Ведь, как сказал Рядинский, патент на биофильтр принадлежит «нескольким физическим лицам». По его же словам, «американцы высасывали из нас каждый бит информации». И сейчас тюменские специалисты продолжают давать консультации.