Евсюков на Ямале
Денис Евсюков, осужденный за расстрел людей в столичном супермаркете, сейчас находится в спецучреждении под названием «Полярная сова», расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. Туда обычно попадают рецидивисты, совершившие особо жестокие преступления.
Родители Евсюкова, проживающие в Москве, хотят, чтобы их сын отбывал срок поближе к дому. Кроме того, они недовольны тем, что их слишком поздно оповестили о том, где придется провести остаток своих дней экс-майору, осужденному пожизненно. Подробности — у корреспондента «Вести ФМ» Николая Осипова.
Монумент совы с распростертыми крыльями — это главная достопримечательность спецколонии номер 18. В остальном — весьма унылый пейзаж — тундра, болота, колючая проволока, вышки и ветер. Граница тундры и северного Урала — именно там сейчас находится экс-майор Денис Евсюков, осужденный пожизненно за кровавую бойню в столичном супермаркете. После приговора он на некоторое время исчез из поля зрения. Говорили, что его отправят в колонию « Черный дельфин» в Оренбургской области, известной своими жесткими порядками. Но через некоторое время к родителям осужденного пришло извещение о том , что Денис Евсюков отправлен в «Полярную сову». Те сильно расстроились и решили через суд добиться перевода осужденного. Поближе к дому. Сделать это будет непросто, поясняет адвокат московской коллегии «Князев и партнеры» Владимир Юрасов.
«Право такое есть, но, я думаю, надо учитывать то, что у нас в России не так много мест для того, чтобы отбывать пожизненное наказание. Есть, конечно, право у родителей просить это, но шансы на победу равны нулю, ведь все такие колонии сильно удалены от Москвы», — поясняет Юрасов.
До ближайшего к «Полярной сове» поселка Харп — двое суток на поезде или три часа на самолете. Много не наездишь. Заключенные там оторваны от родных. Но и отправляют туда не простых осужденных. Там отбывает срок Александр Пичушкин, известный как «битцевский маньяк» и убивший несколько десятков людей. Вначале родители Евсюкова направили свою просьбу о переводе сына в Федеральную службу исполнения наказаний. Но после отказов решили пойти в суд, заодно пожаловавшись, что лишь через несколько дней после отправки заключенного в колонию об этом оповестили родителей. Людей можно понять, соглашается адвокат Владимир Юрасов, но надежды на то, что Евсюкову найдут другое жилье, немного.
«Каковы должны быть аргументы — непонятно. Это доказуемое преступление, и как это ни прискорбно для родителей, это их проблема, что они будут так долго добираться. Это они воспитали такого сына, который совершил такое страшное преступление», — замечает Юрасов.
На интернет-форумах есть много описаний этих мест от людей, которые побывали в «Полярной сове». Надо сказать, что некоторые отзываются неплохо, говорят, есть места и похуже. Например, соседняя 3-я колония. Вот некоторые цитаты о предполагаемых свиданиях: «Если есть нарушения в запись, ты не попадешь. Поэтому даже положенное свидание раз в несколько месяцев может не состояться. Если на 3-й работают все, то на 18-й — нет, есть возможность не работать. Весь день орет радиоточка, даже в комнате для свиданий. Она так вмонтирована, что ее не убавить, станция какая-то местная».
А вот и более суровые комментарии, показывающие, что пожизненный срок — это не санаторий:
«В Харпе теперь пожизненный и особый. Пожизненный там неплох. Но лучше туда не надо из-за погодных условий — смертность там очень большая. И в «Черный дельфин» ни-ни. На особом (раньше строгий был) — четыре комнаты для свиданий. Нормальных. В общей комнате — телевизор. Для пожизненных отдельная комната — закрывается на ключ. С ужасными условиями — умывальник и толчок в комнате с неимоверным запахом». Такие колонии, как «Полярная сова» и «Черный дельфин», считаются одними из самых строгих в стране. Именно туда направляют заключенных, совершивших особо жестокие преступления.
Родители Дениса Евсюкова все же рассчитывают добиться перевода, чтобы сын был поближе. Но и в случае положительного судебного решения частых свиданий с пожизненным сроком все равно не видать. По правилам, первые десять лет заключенного держат в строгих условиях, ему положено два коротких свидания в год, не дольше четырех часов.
«Вести ФМ»