Суета вокруг набережной
Hem-нет, строители гранитной оправы для реки Туры могут не волноваться. К ним у автора колонки нет никаких претензий.
Более того, речь идет вовсе не о строительстве, а о том, как назвать это грандиозное (в масштабах города) гидротехническое сооружение.
Серьезное это дело возложено на городскую комиссию по топонимике. Однако позавчерашнее заседание комиссии показало, что и столь представительное собрание легко может войти в ступор. Дело в том, что различные общественные (и не очень) организации давно разглядели, что в Тюмени появился внушительный, но абсолютно безымянный объект. А такого быть не должно. Поскольку отцы города, как следует из решения N 500 от 24 июня с.г., полны решимости «звонкие дать имена» двадцати трем элементам планировочной структуры — от улицы до «объекта размещения отходов».
Правда, было ли воззвание к общественности — «ударить по безымянности талантом наименования» — я не помню. Возможно, не доглядел. Во всяком случае, активность в попытках назвать набережную как-нибудь этак оказалась очень высокой. Вот несколько примеров из списка.
«Набережная атамана Ермака Тимофеевича» — предлагает почетный атаман ЯНАО Геннадий Зайцев.
«Благовещенская набережная» — мнение Веревкиной Евгении Александровны с улицы Широтной.
«Набережная имени адмирала Посьета» — такова точка зрения общественной организации «Союз военных моряков».
Дать набережной имя хана Кучума или назвать ее «Набережная Чинги-Туры» — пишет Л.А. Шамсутдинова, председатель татарской общественной организации «Наследие».
И это еще не все. Есть варианты «дробленки». То есть, разрезать набережную на кусочки и каждому присвоить отдельное имя. Например, на части правого берега Туры, от устья Тюменки до устья реки Бабарынки, устроить «набережную имени Георга Стеллера». А от устья Тюменки до моста Влюбленных — Никольский причал, следующий кусочек — Благовещенская набережная, дальше будет Университетская набережная, потом Губернская набережная и, наконец, «от моста по ул. Челюскинцев до Масловского взвоза» — Царская набережная. Итого — шесть набережных на одном участке берега. Так, Тюмень по числу набережных в городе займет одно из первых мест в стране и сможет тягаться в этом плане с самим Петербургом. Во всяком случае, в книгу рекордов Гиннеса попадет точно. Вот только с каким комментарием?
Члены комиссии не склонны были, как показалось присутствующим, сосредоточиться на именных обозначениях. Возможно, убоясь, что представители различных творческих сил сойдутся на набережной, как сходились в старину на льду реки Туры, — стенка на стенку. Более спокойны и более конструктивны, на мой взгляд, были «продвинутые в историческом плане» Майя Смирнова, Наталья Войнова, Валерий Кружинов. Историка Кружинова особенно задела мысль о «Царской набережной».
— Республиканской набережной нет, — восклицал он, — а Царская будет?
Майя Андреевна, в свою очередь, обратила внимание собравшихся на то, что горожане, не дожидаясь высочайшего решения, уже называют прогулочную эспланаду просто: набережная реки Туры. Наталья Войнова еще более упростила проблему: набережная Туры…
В итоге комиссия к согласию не пришла. Проголосовали: провести интерактивный опрос горожан. Так что и вы, уважаемые читатели, можете принять участие в этом процессе.
И последнее. В нашем городе есть довольно милые и безымянные уголки. Может, они как-то уже названы, но для меня остаются безымянными. Эта анонимность только придает им шарма. Стремление все обозвать и обозначить, повесить на каждом углу табличку с буквами мне напоминает налет золотоискателей на Клондайк, где первым делом надо было «застолбить участок» — вдруг не хватит?
Другое дело — улицы, там люди живут, им надо номер дома знать, письма получать или пенсию. А прочие места пусть побудут в запасе. Появится имя, которое надо запечатлеть, другое дело. А просто так — не к спеху.
Вот назвали площадь перед администрацией Тюмени — Городская площадь. А другие что — деревенские?
***
фото: Валерий Кружинов заступился за республику