Джаз играют все
Фестиваль «Crescendo» завершился джазовым апофеозом.
В этом празднике музыки, празднике раскрепощения приняли участие наряду с профессиональными джазменами и те, кто известен, прежде всего, как исполнитель классической музыки. И сам Денис Мацуев, выдающийся пианист. И виолончелист Борислав Струлев, живущий сейчас в США. И Аркадий Шилклопер, о котором чаще вспоминают в связи с его приверженностью к «альпенхорну» — пятиметровому альпийскому «рожку», точнее, рогу. Хотя он — известный валторнист, играл в оркестре Большого театра, в оркестре Московской филармонии и в Московском квартете валторн. И скрипач Сергей Крылов, чье участие в фестивале «Crescendo» в Тюмени стало первым джазовым опытом.
Остальные участники джазового шоу — «чистые» джазмены. И (уступим дорогу дамам!) певица Шенда Рул, и Андрей Иванов, контрабас. И Дмитрий Севастьянов, ударные.
Шенда, выпускница одного из самых знаменитых в мире университетов — Гарварда, получила специальность журналиста, но стала известной джазовой певицей. Я не знаю, что потеряла и что приобрела бы журналистика. Но музыка, безусловно, выиграла. В этом меня поддержат все, кто занимал места в заполненном партере филармонии и на балконах. Это они взрывались аплодисментами и ликующим «у-у-у» на фиоритуры Шенды.
… Я написал выше, что джаз раскрепощает. Играющие джаз могут быть на улице неуклюжими, смешными увальнями, как пикник Борислав Струлев. Или застенчивыми скромниками, как Андрей Иванов. Но на сцене они преображаются. На сцене они — свободны, они парят в создаваемом ими же самими музыкальном пространстве. И рядом с ними даже строгий, в обязательном концертном смокинге, арт-директор фестиваля «Crescendo» Денис Мацуев едва опускал руки на клавиши, как тотчас начинал «бить копытом» в буквальном смысле, отстукивая бешеный ритм подошвами.
Гости играли меланхолическую балладу «Beautiful life», погружая зрителей-слушателей в размышления. Потом переносили их в джазовую классику, вызывая в воображении далекую золотую trumpet Луиса Армстронга. Джаз, когда-то enfant terrible музыкального мира, не знает запретов и ограничений. Кто-то из политиков даже сравнил его с демократическим устройством общества, где тема — общая, а партия у каждого солиста — своя. Такой была в воскресном концерте немыслимая в прежние времена фантазия на тему музыки Дунаевского к кинофильму «Цирк». Как рассказывал Денис Мацуев, они с Борисом Струлевым однажды исполняли эту фантазию в Белом доме для президентов Горбачева и Клинтона. Как знают, наверное, все, для фильма была специально написана песня «Широка страна моя родная», которая одно время претендовала на роль всесоюзного гимна. Так вот, Билл Клинтон, заслышав мелодию, встал. А Горбачев потянул его за рукав: «Садись, Билл. Это — не гимн».
Отечественный джаз немыслим без ударника. О Дмитрии Севастьянове в программке к концерту написано: «…с присущим ему вкусом демонстрирует все технические возможности игры на ударных инструментах». Что он продемонстрировал и собравшимся, используя в качестве «ударных инструментов» микрофонные стойки, пюпитры, гриф контрабаса и даже пол сцены.
Был праздник и ушел праздник. — Я рад, что это свершилось, — сказал директор филармонии Михаил Бирман. — Столько времени готовились -больше года. Мы начали говорить об этом с Мацуевым еще в 2008 году, когда он закрывал сезон в Тюмени, играя с литовским оркестром. Свершилось — пять основных концертов: три симфонических, один камерный и один джазовый. И еще в рамках фестиваля — концерт фонда «Новые имена», в котором участвовали одаренные тюменские дети.
— Наверное, неправильно спрашивать, какой из шести — самый удачный?
— Я бы не выделил ни одного. Все были хороши. Интересно, что джаз играли столько музыкантов академического стиля — Мацуев, Крылов, Струлев. Для них джаз — всего лишь хобби. Получилось замечательно.
— Войдет ли Тюмень постоянно в орбиту фестиваля «Crescendo»?
— Об этом каждый город мечтает. Мы стали шестым городом фестиваля. Но в ближайшие годы это не повторится.
— Как же нам быть?
— Будет что-то другое. Мы уже обсудили с Мацуевым возможность другого фестиваля. Но об этом говорить еще рано.
… Был праздник. Праздник ушел, но остался в нас надолго.
***
фото: Денис Мацуев искушает джазом;Аркадий Шилклопер и его «альпенхорн»;Шенда Рул поет под аккомпанемент Андрея Иванова;Новичок в джазе Сергей Крылов доволен;«Неистовый классик» Борислав Струлев;Денис Мацуев «бьет копытом»;Для Дмитрия Севастьянова весь мир — ударные инструменты;Для Дмитрия Севастьянова весь мир — ударные инструменты