X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лошади не мерзнут

Нет лучшего способа согреть замерзшие от осеннего ветра руки, чем приложить их к горячей мохнатой лошадиной морде: накрываешь мягкий, словно бархатный, нос ладошками и ловишь вырывающийся из больших ноздрей теплый воздух…

Правда, чтобы заполучить эту морду в свои руки, за ее обладателем придется сначала побегать — по манежу или скаковой дорожке. Потому что лошади на месте стоять не привыкли. И им бывает непонятно: почему это люди предпочитают кутаться в шарфы и куртки, когда всего-то и нужно, что проскакать пару километров галопом?

… От боков рыжего Прогноза идет пар — при том, что из «одежды» на нем только вальтрап, седло и узда.

— Нет, он холода не чувствует, — гладит по шее рыжего коня всадник Эльшан Нагиев. — Каждый день мы тренируемся на улице по часу-полтора. Все это время Прогноз практически не останавливается, поэтому к концу тренировки — весь горячий, а иногда даже мокрый.

Вообще, открытые площадки Тюменского ипподрома редко пустуют — и спортсмены, и лошади предпочитают душному крытому манежу прогулку на свежем воздухе в любую погоду.

— Если даже лошадь не тренируется в этот день, мы обязательно стараемся выпустить ее в леваду -погулять, — рассказывает ведущий зоотехник ипподрома Светлана Степанова. — Вон, например, Сок.

Светлана Ивановна показывает в сторону загона. Сквозь перекладины на нас внимательно, чуть наклонив голову набок, смотрит серый жеребец.

Сок на днях вернулся с Всероссийских конноспортивных соревнований, которые проходили в Перми. Там со своим наездником Владимиром Шевченко он занял второе место. Теперь орловскому рысаку положено отдыхать. Но куда там! Он с завистью и тоской в больших черных глазах заглядывается на пробегающих мимо него — кто под седлом, а кто запряжен в качалку — лошадей.

— Для него движение — вся жизнь, — открывая леваду, говорит Владимир. — Сок — один из самых резвых рысаков не только в нашем городе, но, наверное, и во всей России.

Словно в подтверждение этому жеребец дергает чобур, пристегнутый к его недоуздку, и пытается утянуть хозяина в сторону. Но Владимир все уловки своего подопечного знает наизусть, поэтому чобур держит крепко. Соку ничего не остается, как нетерпеливо перебирать красивыми стройными ногами, стоя на месте около нас.

— Беговые лошади отличаются от верховых тем, что круглый год им приходится работать на улице — рысакам нужен простор, а в помещении особо не разгонишься, — продолжает Светлана Степанова. — Но им это даже в радость — лошади очень любят валяться в снегу и грязи. Так вот выведешь коня на улицу и не успеешь заметить, как он уже в какой-нибудь луже окажется!

Но ни один конник все равно никогда не откажется от удовольствия прогуляться со своей лошадью на улице — пусть даже ее после этого придется долго чистить и расчесывать запутавшиеся гриву и хвост.

Настя Первова и ее мама (а заодно и тренер) Екатерина каждый день выводят своего коня Орлика в открытый манеж -погонять на корде (длинном канате, один конец которого пристегнут к узде, а другой — в руках хозяина). Правда, в этом случае спортсменам нужно одеться потеплее и набраться терпения — лошадь по кругу может бегать часами, выкидывая вверх то задние, то передние ноги.

— А после таких длительных забегов на лошадь надо надеть теплую попону — потому что она разгоряченная и ее легко может продуть, — говорит Светлана Ивановна, глядя, как Настя, набросив на Орлика синюю накидку, заводит его в конюшню. — Ведь у них, несмотря на выносливость, все те же самые болезни, что и у людей: и простуда, и насморки случаются.

Поэтому ближе к зиме лошадей начинают кормить плотнее — чтобы сил набирались и бегали быстрее.

Обед в конюшне — это, наверное, единственное время, когда уличные площадки пустеют. Все наездники и всадники, взяв под уздцы своих неутомимых товарищей, ведут их в теплые конюшни, где уже в каждом деннике стоит кормушка, полная каши из овса и отрубей.

… Напоследок я все-таки успеваю приложить ладони к морде высокого жеребца Каракаса. Он на мгновение замирает, а потом, словно извиняясь, аккуратно мотает головой и смотрит в сторону конюшни: оттуда уже раздается мерный дружный хруст.

… Руки еще долго пахнут сеном, овсом и еще чем-то теплым и вкусным. Не надеваю перчаток.

***
фото: Наездник Иван Наумов и русский рысак Каракас собираются на обед;Эльшан Нагиев верхом на Прогнозе;Владимир Шевченко с орловским рысаком Соком

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта