Пешеход для водителя — «мясо»?
Ольга Мошипская до сих пор боится пешеходных переходов — несмотря па то, что со дня страшной аварии, в которой пострадал ее маленький сын, прошло уже больше года.
В июне 2009-го об истории Богдана Мошинского узнал весь город. Еще бы: машина сбила коляску с малышом прямо на светофоре -автомобиль выскочил на «зебру» на красный свет. Общественность, включая водителей, была возмущена случившимся. К счастью, врачи спасли ребенка — с этой осени он уже ходит в детский сад, а курс реабилитации почти завершен.
… И общественность заметно расслабилась — не прошло и нескольких месяцев, как все стало на круги своя. Если первое время после нашумевшего ДТП водители проезжали печально известный переход на перекрестке улиц Щербакова и Муравленко разве что не крадучись, то сейчас красного сигнала светофора для тех, кто за рулем, будто вовсе не существует! Пешеходу, решившему перейти улицу на свой законный зеленый свет, для начала нужно набраться смелости и проявить немалую изобретательность — чтобы остаться живым.
Но самое обидное даже не это, а то, что с таким положением дел многие, кажется, смирились. Пешеходы отчаялись вступать в бесполезные споры с водителями, надежно отгороженными от них тонированными стеклами своих автомобилей.
Правда, не так давно в интернет-изданиях появилось сообщение о том, что в столице группа активистов создала общественную организацию «Союз пешеходов» (что-то вроде ответа Федерации автомобилистов России). Эту идею поддержали еще в нескольких регионах страны.
«Мясо взбунтовалось!» — первый комментарий, который я прочитала по поводу этой новости на одном из автомобильных форумов. Автор остроумного, на его взгляд, высказывания (рядом стояло несколько «смайликов») подписался именем «Афтамабилист со стажем». «Ну, пусть покипишат немного, посмотрим, что из этого у них получится», — ответил ему другой участник форума по прозвищу «Рожденный с рулем в руках».
И волосы встают на голове дыбом, стоит только представить, сколько таких «афтамабилистов» каждый день выезжает на дороги Тюмени! Совсем не обязательно поднимать сводки дорожно-транспортных происшествий за последние месяцы, чтобы убедиться: необъявленная война водителей против пешеходов с каждым днем набирает обороты.
Хотя почему бы и не поднять? С начала этого года в Тюмени случилось 342 ДТП с участием пешеходов. 350 человек ранены, 22 погибли. Да, 113 аварий произошли по вине самих пешеходов: они перебегали дорогу в неположенном месте, неожиданно выскакивали прямо под колеса. Однако во всех остальных 229 случаях вина лежит на водителях: они давили «пеших» на переходах, во дворах и даже умудрялись заезжать на тротуары и остановочные комплексы.
И по-прежнему надеются на свою абсолютную безнаказанность. Не проходит и недели, чтобы какая-нибудь машина, сбив пешехода, не скрылась с места аварии. Известия об этом появляются в официальных источниках часто, сообщения о том, что виновник аварии найден и наказан, — редко.
Похоже, все чаще за руль садятся те, кто воспринимает вождение автомобиля не как большую ответственность, а как подобие компьютерной игры: успел объехать фигурку, внезапно возникшую перед капотом, — хорошо; не успел — ну что же, игру всегда можно начать заново.
— Пешеходы, конечно, тоже бывают разные, но это никак не оправдывает водителя, — считает руководитель общества по защите прав автомобилистов «Автосоюз.72» Александр Воронов. — Здесь мнение законодателя и просто неравнодушного человека совпадает: тот, кто садится за руль «средства повышенной опасности», обязан уметь предсказывать поведение даже самого непредсказуемого пешехода на два шага вперед. Вне зависимости от ситуации. Выходит, водитель по отношению к пешеходу, что взрослый по отношению к ребенку — в ответе за него.
Но это в идеале. А пока же, наоборот, дети относятся к соблюдению правил дорожного движения намного серьезнее, чем их папы и мамы.
… «Все, кому даны колеса, пусть у нас совета спросят: можно ехать или нет?» — вчера на детсадовском утреннике шестилетней Насте досталась роль светофора. Она пока еще не догадывается, насколько обесценилась его роль на дорогах, а вместе с этим — и человеческая жизнь.
***
фото: