Кто ходит по городу пешком
Самый лучший способ узнать свой город — это устроиться работать квартальным. В этом уверена Наталья Шишкина — ведущий инженер по благоустройству Восточной управы.
Еще пару лет назад девушка и представить себе не могла, что запросто будет ориентироваться в районе Войновки — знать здесь каждую улицу, и даже все дома наперечет…
— А сама я живу на Доме обороны, недалеко от Калининской управы, — говорит Наталья. — Не ближний свет, правда? Но трудностей с освоением нового района у меня почти не было: несколько раз, правда, блуждала, но зато дорогу надолго запомнила. Теперь знаю каждый проулок.
Ходя подотчетный Наталье имущественный комплекс, не перестает удивлять ее до сих пор — спустя год работы квартальным. Каждый день девушка обязательно открывает для себя что-нибудь новое.
— Ой, Войновка — это вообще самый загадочный район Тюмени! — восклицает Наталья Шишкина. — Взгляните на карту: здесь улицы переплетены так, что дом может числиться по двум адресам сразу!
На днях, говорит Наталья, к ней обратилась женщина, которая занимается сейчас переписью населения — она не могла найти дом N 6/1 по улице Космонавтов. И очень этому удивлялась: потому что, как выяснилось, она сама уже лет десять живет в шестом доме по этой же улице и ни о каком шестом «с дробью» ни разу не слышала. Переписчица и не подозревала, что два соседних подъезда — это… уже другой адрес. Просто их сдали на несколько лет позже и в документах записали как отдельный дом.
— Но к таким замысловатым адресам я уже привыкла, — улыбается Наталья. — Сложнее с частным сектором — там постоянно появляются новые коттеджи. Приходится каждый раз перепроверять — присвоен им адрес или еще нет? Потому что мы должны следить, чтобы на каждом заборе обязательно был аншлаг с номером дома и названием улицы.
Вообще, с частным сектором, признается моя собеседница, работать, как ни странно, сложнее. Это раньше в районе частных застроек были вездесущие бабушки, которые всегда могли рассказать, где непорядок, что требует починки и кто мусорит на улице.
А сейчас по-другому. Бабушки переехали в многоэтажки, и все силы перекинули на то, чтобы держать под строгим контролем многоквартирные дома — иногда их сведения очень помогают работе квартальных.
— А в частном секторе, особенно в коттеджных поселках, дома — за высокими заборами, — разводит руками Наталья. — Мы же не будем стучаться к каждому и указывать на непорядок в его собственном дворе. А спорные вопросы по этому поводу возникают.
Например, хранение мусора во дворе частного дома (пусть это и личная территория) строго запрещено. А еще владельцам частного сектора нельзя выкидывать свой мусор в контейнеры, которые принадлежат соседнему муниципальному комплексу.
За время работы квартальным Наталья Шишкина вникла во все тонкости жилищно-коммунальной сферы. Девушка точно знает: если возник беспорядок во дворе дома, который под присмотром ТСЖ, нужно предъявлять претензии управляющей компании. А если долго не вывозят мусор из двора дома, являющегося муниципальной собственностью, надо срочно беседовать с подрядными организациями.
— Но многие горожане до сих пор в этой системе разобраться не могут, — рассказывает Наталья Шишкина. -Бывает, что уже после рабочего дня кто-нибудь позвонит мне на сотовый служебный телефон и жалуется, что нет горячей воды. Спрашиваю: «А почему позвонили мне, а не в «Водоканал»?» Один раз честно признались: «Потому что вы единственная, кто снял трубку.»
Но в большинстве случаев люди просто не знают телефонов сантехников, электриков, управляющих компаний… А номер квартального, вот он — написан на табличке, которая висит на первом этаже в подъезде. Кроме всего прочего, служба квартальных — это чуть ли не личное ноу-хау нашего города. Ни в одном регионе страны эта служба не получила такого распространения, как у нас. Поэтому не удивительно, что тюменцы восприняли квартального как панацею ото всех напастей.
— Мой телефон не умолкает целый день, — Наталья достает из кармана куртки звенящий мобильный. Судя по разговору, кто-то на что-то жалуется.
— Некоторых уже узнаю по голосу, — продолжает она, попрощавшись с тем, кто звонил. — У меня даже примета есть: если постоянный жалобщик не позвонил, значит, день будет неудачным.
Девушка смеется и вспоминает историю про двух непримиримых председателей соседних ТСЖ — мужчину и женщину. С того момента, как сдали в эксплуатацию многоэтажки по улицам Вербовой и Малой Боровской, они не перестают делить территорию. Хотя сначала председатели вроде бы договорились, что жильцы одного дома могут пользоваться сквозным выездом из двора другого — с условием, что ТСЖ зимой по очереди убирают снег в этих дворах. А потом один председатель заметил, что другой не выполняет своих обязательств и загородил проезд забором — в отместку! Наталье приходилось выслушивать длинные тирады сначала от одного председателя — в адрес другого, потом наоборот. Дальше хуже: совсем недавно жильцы одного дома почему-то начали выкидывать мусор в контейнер соседнего. И конечно, «тот» председатель все это дело заприметил.
— В общем, история эта бесконечная — так и приходится мне примирять председателей между собой, и жильцов — с председателями, — улыбается девушка.
Несмотря на трудности, Наталья не задумывалась над тем, чтобы поменять профессию. Разве зря она исходила столько километров по самому загадочному району города?
Кстати, квартальный обязательно должен ходить по своему имущественному комплексу пешком — чтобы не пропустить никакой мелочи. Раньше Наталья добиралась от Восточной управы до Войновки на автобусе. Теперь у нее появилась машина, но она не ездит на ней по вверенному району — оставляет машину поодаль и, захватив с собой блокнот, ручку и фотоаппарат, идет по знакомым улицам.
— Наша профессия и позиционируется как «пешая» — сидя за рулем автомобиля, нельзя заметить, например, выщербленный тротуар или сломанную горку на детской площадке. А пешеходу видно все: и переполненные мусорные баки, и машины, стоящие на газонах, и погнутые адресные аншлаги на домах, — на ходу рассказывает Наталья, быстро шагая вдоль домов по улице Питерской.
— А машина, она, чем удобна? Тем, что в ее багажник про запас всегда можно закинуть резиновые сапоги или валенки — чтобы осенью не промочить, а зимой не застудить ноги.
***
фото: Ведущий инженер по благоустройству Восточной управы Наталья Шишкина;Нужно успеть все доделать до холодов;Этого тротуара жители Войновки очень ждали;Совсем недавно у Натальи появилась помощница Юлия Калошина — сейчас она помогает квартальному составлять опись всех детских площадок района Войновки