«Строить город, чтобы жить в нем»
Публичный конкурс на архитектурно-художественную концепцию благоустройства Исторического сквера продолжается.
В музее «Городская Дума», где на всеобщее обозрение выставлены, пять проектов, побывало немало людей. Приходят, смотрят, оценивают. Выбирают тот памятник, что уместнее и красивее всего будет выглядеть в Историческом сквере.
Студенты нефтегазового университета (специальность «связи с общественностью») тоже не остались в стороне от обсуждения. Вот что они написали в своих отзывах, почти единодушно высказавшись в пользу одного из проектов.
Нурия Логинова:
«Просмотрев книгу отзывов, можно сделать вывод, что наибольшее количество людей, посетивших выставку, высказываются за памятник Ермаку, ссылаясь на то, что он является освободителем земли Сибирской. Хотя некоторые на это отвечают, что присутствие Ермака на территории Тюмени — недоказанный факт, и руководствоваться им при выборе памятника нельзя. Поэтому они голосуют за «Основателей Тюмени». Сукин и Мясной, действительно, начали строить наш город — это факт доказанный. В каждом городе должен быть подобный памятник. Вот и получается, что выигрывают основатели. Правда, в адрес этого изваяния одна девушка в книге отзывов написала, что «мальчик с топором выглядит пугающе!»
В каждом из предложенных вариантов памятников можно найти недочеты. Даже в фигуре Ермака. Потому что никто не знает, как он выглядел на самом деле. Его облик — собирательный.
Думаю, что главная проблема в том, что практически все макеты предложены не тюменскими скульпторами. Иногородние авторы вряд ли стали углубляться в историю нашего города».
Кристина Горбунова:
«Светящийся крест» вызвал у меня ассоциацию с кладбищем. <...> Скульптурная композиция «Ермак Тимофеевич», на мой взгляд, не вписывается в сквер Исторический. <...> Памятник, посвященный Ивану Мясному и Василию Сукину, кажется агрессивным, вызывает ощущение, что Тюмень строили на крови и плоти. Об этом говорит наличие шашек у мужчин и топора за поясом у маленького мальчика.
Я считаю, что в городе и так много памятников, и еще один только заполнит свободное пространство, которого и так мало».
Надежда Меняйлова:
«Я проголосовала за установку памятника Мясному и Сукину — людям, которые были основателями города. Что касается ребенка с топором в этой композиции, то он меня не насторожил. Топор означает, что мальчик идет строить город для того, чтобы жить в нем».
Наталья Морозова:
«Я — за эскиз «Основателям Тюмени». Именно эта скульптурная композиция достойна, украшать наш город. В ней великолепно выражены все особенности русского народа, а маленький мальчик с топором — символ трудового будущего. Эскиз привлекает своей простотой, оставаясь содержательным и интересным.
Остальные эскизы мне не понравились. «Светящийся крест» больше похож на произведение искусства средневековой Европы или южной Америки. <...> Памятник Ермаку не отражает исторической действительности — он покорял Сибирь, а не основывал Тюмень. Скульптура «Выдающиеся люди города» наполнена духом великой эпохи меценатов, но сейчас мода той эпохи не актуальна. А «Встреча казаков и татарского князя с переводчиком», на мой взгляд, является лишь моментом истории, который не так уж значим для города и горожан».
Влада Хамова:
«По-моему, лишь два памятника действительно достойны обсуждения. Это скульптурные композиции «Ермак Тимофеевич» и «Основателям Тюмени Василию Сукину и Ивану Мясному». Но и первый и второй памятники несовершенны. Первый не соответствует заявленной идее, а во втором — не продуманы детали. То есть не хватает фигуры летописца Данилы Чулкова. А босые ноги и топор в руке мальчика, который олицетворяет будущее Тюмени, сомнительны».
Альфия Курмашева:
«Основателем какого-либо града на Руси испокон считался тот, кто первым воздвиг на этой территории вместилище для поселенцев, будь то острог или приют, храм или усадьба. И если уж говорить об истории, то, в первую очередь, необходимо поставить памятник реальным основателям города, которого у нас в Тюмени нет до сих пор. Да и в целом композиция «Основателям Тюмени» — вдохновляющая, светлая и привносящая в архитектуру города позитив. Рождающая желание узнать о своем городе больше».