Паспортист с душой синоптика
Об этой профессии в детстве никто не мечтает. В нее приходят случайно, но случайные люди здесь не задерживаются.
С Ольгой Куимовой, паспортисткой ТРИЦа, мы познакомились вначале заочно. Знакомые оформляли документы и так залюбовались ее работой, умением спокойно разговаривать с людьми, что обратились в газету с просьбой рассказать о том, как ей это удается.
— Ольга Николаевна, в паспортном столе вы работает пять лет, но пришли сюда, наверно, нечаянно? Кто вы по образованию? Кем мечтали быть?
— Мечтала быть синоптиком, предсказывать погоду. Окончила Владивостокский гидрометеорологический техникум . Но потом вышла замуж, муж у меня — военный, и мы мотались с ним по гарнизонам. Поэтому часто не я работу выбирала, а она меня.
Дольше всего, семь лет, проработала оператором в воинской части. А потом муж закончил военную службу, его перевели в Тюмень, и за несколько лет мне пришлось сменить несколько мест работы. Совсем недолго была социальным педагогом в школе, специализировалась по трудным семьям, но через несколько месяцев поняла, что это не мое. Тяжело было, скорее, не с детьми, а со взрослыми, которые не хотели нести ответственность за поступки своих детей. И сейчас к нам в паспортный стол приходят такие, точнее, чаще они и детей своих регистрируют не сами, а посылают бабушек и дедушек. А когда мы спрашиваем: «Почему вы пришли регистрировать ребенка, а не родители?», пожилые люди отвечают: «Так ведь мы своих внуков кормим, содержим, мы за них и отвечаем…»
— Вашу работу легкой не назовешь. Что вас «цепляет» в этой трудности, что столько лет держит на одном месте?
— Наверно, желание помогать людям. Когда выполняешь свою работу и понимаешь, что делаешь не зря, — это греет душу. А когда приходится отказывать, даже в силу объективных, чисто юридических причин, — чувствую себя плохо. Конечно, каждый на такой отказ реагирует по-своему. Кто-то просто расстраивается, и это видно только по глазам, а кто-то отвечает нервно, резко. Все зависит от воспитания. К нам редко приходят, чтобы просто сказать «спасибо».
— Часто говорят, что в мастерски выполненной работе затраченных усилий не видно. Что в вашей работе самое сложное?
— Не поддаваться на провокации. Ведь люди приходят разные. Есть, например, среди моих клиентов несколько человек, которые приходят сюда каждый месяц. Из всех очередей выбирают мою, и начинается долгий разговор. Каждый раз — один и тот же. Если прервешь — обижаются. И я понимаю: им некуда больше идти, не с кем поговорить.
— Чтобы работать с людьми, наверно, нужны железные нервы? Или важнее что-то другое?
— Нужно любить людей, какие бы они ни были. Конечно, бывает и срываешься. Мы ведь тоже не железные. Но стараемся сохранять выдержку.
— Где вы находите силы? Все держится на личных качествах, на жизненном опыте?
— Тут по-другому нельзя. Молодые девочки здесь практически не приживаются. Одна у нас есть — Надежда. Умница, работает и одновременно учится на юридическом факультете. Но в основном в паспортном столе работают те, кому за сорок. У кого есть закалка. У молодых нервы, казалось бы, должны быть крепче, жизнь их еще не мотала, но больше недели они тут, как правило, не выдерживают. Возможно, ситуация сейчас такая. У многих одно желание — быстренько сделать что-нибудь и деньги получить.
— А с возрастом человек становится мудрее?
— Далеко не каждый. И здесь это особенно видно. Люди к нам приходят разные и по социальному положению, и по достатку. Но мудрость от этого не зависит. Один в двадцать лет бывает мудрее, чем другой в сорок.
— Есть ли у вас жизненный принцип, с которым легче преодолевать трудности?
— Как гидрометеоролог, хоть и бывший, я считаю, что «главное — это погода в доме».
***
фото: Ольга Куимова на рабочем месте