C мини-автомобилем в страну кенгуру
Изготовленная в Тюмени модель автомобиля, весом в два килограмма, впервые доехала до Австралии. Но не сама, а в… чемодане Владимира Кипера.
Чемпионат мира по автомодельному спорту проходил в одном из городов «зеленого континента» — Сиднее. Вместе со сборной России Кипер выезжает на чемпионат уже в третий раз, но только в этом году ему удалось попасть в тройку лучших — он занял второе место.
— В Сиднее для нас были организованы экскурсии в знаменитый оперный театр, национальный парк природы и в Голубые горы. Вот только кенгуру мы так и не увидели, — рассказал Владимир Павлович.
На чемпионате нашу сборную обошли спортсмены из Эстонии. По словам Кипера, эти ребята уже не раз выигрывали, и у них есть чему поучиться.
Связь « любители машинок» поддерживают и после соревнований — делятся впечатлениями, рассказывают друг другу о новых своих работах.
Владимир Кипер — заведующий отделением спортивно-технического творчества в Доме природы, техники и спорта. Он со второго класса занимался здесь в разных кружках. Мастерил модели самолетов и кораблей. А в пятом классе заинтересовался изготовлением гоночных автомобилей, узнав, какие невероятные скорости они могут развивать.
Разумеется, он помнит свою первую модель. Это были небольшие аэросани, наподобие тех, которые сейчас делают его самые младшие ученики. А первый приз в областных соревнованиях аэромобиль Владимира завоевал в 1976 году.
От моделей городских автомобилей, которых в коллекции Кипера немало, он закономерно перешел к созданию кордовых гоночных. Название свое они получили от слова «корд» (это стальная нить, которая разгоняет машину до 270 км/ч).
Пока у Владимира Павловича таких моделей — две. Одна из них и стала «серебряной» в мировом чемпионате. Все детали, включая миниатюрный двигатель внутреннего сгорания, Кипер изготовил сам, благо, в Доме природы, техники и спорта есть все необходимое оборудование.
По словам моего собеседника, если такую модель покупать в собранном состоянии, то она будет стоить не меньше девяноста тысяч рублей. В три раза дешевле купить нужный материал и начать с нуля.
Для участия в следующем чемпионате мира, который будет через три года, Владимир Павлович хочет сделать новую модель.
— Я еще не совсем решил, как она будет выглядеть. Может быть, короче и легче, а может, и наоборот, — лаконично сообщил он.
До того, как стать мастером спорта, Кипер прошел тот же тернистый путь, которым сейчас идут его ученики. Начинается он с простейших пластмассовых машинок с электрическим двигателем и с постижения работы металлорежущего станка. Свои первые модели ребята проверяют в широком холле школы. Для проверки, а потом и для соревнований моделей аэросаней (это уже вторая ступень сложности) на спортивном корте огородили небольшую территорию, которую к зиме зальют водой.
В группе Владимира Павловича 35 мальчишек от девяти до пятнадцати лет. После второго года обучения каждый из них определится, какие машины ему больше хочется моделировать. Для кого-то это военная техника, для кого-то — спортивные и городские автомобили, а кто-то, вполне возможно, увлечется изготовлением авто времен Генри Форда.
По мнению преподавателя, увлечение автомоделированием весьма полезно для взрослой жизни. Многие из ребят поступают на инженерные специальности. Например, один из учеников Кипера — Павел Матузко — после окончания университета хочет открыть свою мастерскую по ремонту автомобилей.
***
фото: Владимир Кипер;Рукотворные маленькие «тачки»