X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

«Каштанка» — попадание в зрителя

Помню, я в детстве смотрела старый, еще 1952 года, мультфильм «Каштанка» режиссера Михаила Цехановского, и в конце буквально ненавидела мальчика Федюшку, ради которого собака оставила цирковую карьеру.

Как можно было отказаться от всего этого праздника жизни, от сытной еды, компании дрессированных зверушек, хозяина-артиста? Ради того, чтобы снова спать под верстаком в комнатушке столяра, пропахшей лаком и стружкой? Я этого не понимала.

Поняла, кажется, теперь, после спектакля «Каштанка», что в рамках фестиваля «Золотая Маска» привез в Тюмень новосибирский театр «Глобус».

— Она вернулась, потому что мальчик — ее хозяин, и она его любит? — шепотом спросила девочка лет шести у мамы, они как раз сидели в следующем ряду.

Думаю, малышка правильно поняла сюжет.

ГОВОРЯТ АРТИСТЫ

Впрочем, сами артисты театра «Глобус» говорят, что их вариант «Каштанки» каждый понимает по-своему. И каждый по-своему прав.

До начала спектакля актеры в своих гримерных согласились пообщаться с журналистами.

— Ничего, если мы попутно гримироваться будем? — весело спросила заслуженная артистка России Наталья Орлова, сооружая на голове смешные хвостики — якобы свинячьи ушки, она играет Свинью Хавронью.

Сразу рассказала о впечатлениях от Тюмени: днем для актеров провели большую экскурсию по городу. При чем новосибирских артистов порадовал не только благоустроенный центр с красивыми новыми зданиями, но и остатки старинной деревянной Тюмени. Вот где живет дух города, считают они.

А от здания нашего театра они — в восторге. Правда, во время репетиции нашли на сцене «звуковую ямку» — если стоять на этом месте и произносить, к примеру, монолог, то не очень хорошо слышно в зале. Однако предупрежден — значит, вооружен. Передвижения на сцене скорректировали таким образом, чтобы в «ямку» не попасть.

А еще актеры из Новосибирска очень хотят посмотреть тюменские спектакли, вот только в этот раз не удастся: мешает слишком плотный график.

Наталья Орлова открыла некоторые секреты «Каштанки». Спектакль задумывался для взрослых, но, к радости актеров и постановщиков, понравился и детям.

— Хотя воспринимают они его по-разному, — уточнила Наталья Викторовна. — Когда выходишь на аплодисменты, видишь лица и детей, и взрослых. И если первые в восторге от почти циркового шоу, то вторые, скорее, испытывают светлую грусть.

Актриса Елена Ивакина (исполняет роль Артистки) поделилась радостью: один из спектаклей «Глобуса» — «Возвращение» по произведению Андрея Платонова — в этом году выдвинут сразу на пять номинаций фестиваля «Золотая Маска», а это дорогого стоит. Ко всему прочему, Елена занята в нем в роли Любови Ивановой.

— Я очень рада за спектакль, — сказала она. — Неважно даже, играю я в нем или нет, получу ли награду… Просто над спектаклем работала вся театральная команда, мы были влюблены в репетиционный процесс. Да и Платонова редко ставят в театрах, он — не коммерческий. А наш спектакль и зрители хорошо приняли, и критики оценили.

НЕ ЧЕХОВСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Чехова в Новосибирске ставили не раз. Только в «Глобусе» шли «Чайка», «Дядя Ваня», два варианта «Вишневого сада». Но такого Чехова, как в «Каштанке», еще не бывало.

Хотя артисты говорят, что ничего революционного в спектакле нет, что постановщики «не переворачивали классику», а просто осовременили ее, посмотрели на произведение Антона Павловича «из сегодня».

— Чтобы произошло «попадание» спектакля в зрителя, — объяснила Елена Ивакина.

Тем не менее, удивиться все же было чему. Спектакль, действительно, оказался интересен и детям, и взрослым. Но в рамках «Золотой Маски», после «Скрипки Ротшильда» Камы Гинкаса, эта постановка смотрится странновато. Как детский спектакль в ряду сложных, эмоционально тяжелых драм. Чего от Чехова, согласитесь, ожидать сложно.

Въедливый критик найдет к чему придраться. Наверное, обратит внимание на то, что режиссер Юрий Катаев, увлеченный яркостью пластических номеров своей постановки (все-таки речь о цирке), тяжело возвращался к оригинальному тексту произведения. Поэтому весь спектакль можно условно разделить на куски — чеховские и катаевские. Режиссерскими ходами между собой они почти не связаны.

Говорят, что Юрий Катаев планировал вообще отказаться от текста, сделать спектакль музыкально-пластическим, но не хватило времени. Поэтом у на сцене говорят мало, и присутствуют всего два человека (сам месье Жорж и некий Господин N, выполняющий функцию рассказчика).

Артисты, исполняющие роли животных, лают, рычат, мяукают и хрюкают. И просто влюбляешься в их персонажей. Особенно хороша сама Каштанка (актриса Наталья Тищенко). Непосредственная, она перевоплотилась в веселую, суетливую собаку настолько, что, когда начинает петь, тоскуя об умершем гусе Иван Иваныче, даже удивляешься: почему не скулит?

Мне критиковать постановку не захотелось. Хотя бы ради той последней сцены, где Каштанка (то ли собака, то ли человек, лишенный дара речи) бросается к Федюшке, сначала недоверчиво, а потом радостно его обнюхивает, и кажется даже, что виляет искусственным своим хвостом, да так и замирает в приступе невероятного счастья.

Столько доброты в этом зверином жесте, что все мелкие недостатки прощаются.

P.S. Когда отгремели последние аплодисменты, артисты снова принимали гостей. На сей раз — студентов ТГУ, поклонников театра «Глобус». Они вручили актерам знаковый подарок — школьный глобус, на котором написаны названия всех спектаклей, поставленных театром. Актеры принялись их читать и удивились: о некоторых из них, что шли на сцене много лет назад, они успели позабыть. Зато почитатели помнят!

***
фото: Сцены из спектакля «Каштанка»;Сцены из спектакля «Каштанка»;Актриса Елена Ивакина в гримерной

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта