Вот так поступают в Абатском районе
«Охота за тенью» — совместный проект «Тюменского курьера» с районными и городскими газетами Тюменской области
Выпуск 49-й
Очередной выпуск «Охоты за тенью» несколько задержался. Но это не значит, что сама «Охота», поиск забытых или потерянных в ходе большой войны, остановилась.
Нет, медленно, имя за именем, страница за страницей растет пятый том книги «Запрещенные солдаты», в городских и районных газетах юга области печатаются новые списки имен, которые мы подняли из закрытого многие годы архива. Наша книга, ее первые четыре тома, успешно «выставилась» на «Югорике-2010» в Ханты-Мансийске и была названа «Лучшей книгой, посвященной 65-летию победы в Великой Отечественной войне».
Меняется отношение к «запрещенным солдатам» и в ветеранских организациях, которые, не будем этого скрывать, относились к своим менее удачливым боевым товарищам неоднозначно.
Так, Виктор Васильевич Горбулев, председатель совета ветеранов деревни Шевыриной Абатского района, прочитав в районной газете «Сельская новь» о своем земляке Николае Григорьевиче Клишеве, прибыл к редактору газеты Валерию Барыкину и попросил дать ему официальную справку «с печатью» о солдате, пропавшем без вести в немецком плену.
«С какой целью?» — спросите вы. Ветераны хотят увековечить имя Николая Григорьевича на скромном деревенском памятнике. Чтоб не забылось и не исчезло оно, имя рядового 286-го стрелкового полка, встретившего войну утром 22 июня 1941 года на западной границе.
Памятник в деревне Шевыриной поставлен нынешней осенью. На нем 64 фамилии — шевыринские и окрестных, уже не существующих деревень. В том числе и Осинцевой, где в 1918 году родился Николай Клишев. К сожалению, ни в одном из доступных нам фондов, ни в «Мемориале» министерства обороны, ни в «Саксонских мемориалах», которые поддерживает дрезденский центр, нет данных о Николае Григорьевиче. Есть они только в трофейной немецкой карточке, содержание которой мы и передали для публикации в газете «Сельская новь».
… Клишев Николай Григорьевич. 1918г., д. Осинцева Абатского района. Рядовой 286-го СП. Попал в плен 28 июня 1941г. в нас. Пункте Кушаны (так в карточке, м.б. Кучюнай, Литва?). Прошел лагеря: офлаг-53 (11.06.42); шталаг I-B (25.03.43); шталаг I-D (3.-4.43); шталаг I-F (3.09.43); шталаг I-B (15.10.43). Лагерный номер 5734. Мать — Клишева Евдокия, жила в д. Осинцева.
Совсем немного. Но из этой малости можно кое-что извлечь для нашей истории.
Так, скорее всего, Николай Клишев был призван в армию в 1939 году и отправлен в 90-ю стрелковую дивизию, в 286-й полк. Дивизия участвовала в «Зимней» войне с Финляндией, а летом 1940 года направлена в Прибалтику, когда Эстония, Латвия и Литва были присоединены к СССР.
В 23-м выпуске «Охоты за тенью» (6.02.10) мы публиковали схему расположения советских и немецких войск на границе в районе г. Шяуляй. На этой же схеме есть и дислокация 90-й стрелковой в составе трех ее полков — 19-го, 173-го и 286-го, в котором служил красноармеец Клишев.
Из документов следует, что наши войска предчувствовали близость войны, начали строить приграничные оборонительные сооружения, но — успели сделать немного. 18 июня, за три дня до войны, командующий войсками округа генерал-полковник Кузнецов приказал в течение 24 часов вывести 8-ю армию (90-я СД была в ее составе) на прикрытие госграницы. Однако части 90-й и других стрелковых дивизий выдвинулись к назначенным рубежам из районов постоянной дислокации только к концу дня 21 июня. Фактически за несколько часов до рокового часа. При этом им пришлось занимать так и недостроенные узлы обороны.
286-й и 173-й полки заняли полосу шириной в 30 километров, один полк оставался в резерве. Противостоял им 1-й армейский корпус вермахта. В первый же день наши войска были оттеснены к населенному пункту Шилале, который несколько раз переходил из рук в руки. 23 июня дивизия вынуждена была отступить к городку Лаукува, где в течение 24 июня, уже, будучи изрядно потрепанной, она сдерживала наступление пехоты и танков.
Как следует из донесения начальника управления политпропаганды Северо-Западного фронта бригадного комиссара Рябчего от 4 июля 1941г., «. 90-я сд — остатки частей дивизии противником рассеяны. Штаба дивизии нет. Дивизия организационно не существует и формируется вновь.» Погибли к этому времени и командир дивизии полковник Голубев, и замполит бригадный комиссар Фролов.
Однако другие источники утверждают, что документы и знамена 90-й дивизии удалось вынести из окружения. И с 10 июля она вновь в боях. Позднее обороняет Ленинград, участвует в прорыве блокады, успешно наступает на запад и наряду с другими соединениями покрыла себя славой в Берлинской операции.
Но Николай Клишев был вынужден полностью испить горькую чашу военного плена. Его перебрасывают из одного шталага Восточной Пруссии в другой. В конце концов, его след теряется в шталаге I-Б, где-то на территории нынешней Калининградской области. Может быть, в одном из дел, которые нам еще предстоит разобрать, отыщется весточка и о Клишеве Николае Григорьевиче.