Сто лет простоит набережная?
Неофициально первую часть тюменской набережной горожане открыли еще летом: люди отодвигали зеленый забор, загораживающий лестницу; невесты рвали платья, но все равно спускались вниз, к воде…
Лишь в октябре мы смогли прогуляться не по строительному объекту, а по официально сданной в эксплуатацию первой очереди набережной Туры.
Чему и была посвящена 23 ноября пресс-конференция в главном управлении строительства и ЖКХ Тюменской области.
Строители, архитекторы и художники рассказали путь, которым прошел проект. Идея по укреплению осыпающегося берега витала в воздухе несколько десятков лет. Сначала появились первые плиты, потом шпунтовая стена. В 2006 году состоялось заседание координационного совета при губернаторе, на котором обратили внимание, что есть смысл не только укрепить берег, но и создать рекреационную зону, которых в городе не так уж много.
Однако в первую очередь набережная — это сложное гидротехническое сооружение.
— Протяженность ее составит около трех тысяч 440 метров. Общая площадь — 47 гектаров, половина из них — водные границы, -назвал некоторые цифры Евгений Талипов, заместитель директора УКСа по проектно-изыскательским работам. — Предусмотрена большая протяженность шпунтовых стен. Сложность работы в том, что обычно перепады отметок значительно меньше, чем у нас. Кроме того, работы велись в узком по ширине отводе земли.
Под блестящим гранитом не видно, но на берегу установлены специальные дренажи, которые перехватывают грунтовые воды и направляют в русло реки даже зимой. Смонтированы локальные очистные сооружения. ЛОСы, как их называют сокращенно, предотвратят сброс неочищенных вод в Туру.
В планах строителей есть и благоустройство левого берега: устройство дамбы, строительство новых дорог и подъездов к домам.
Первый заместитель начальника управления градостроительной политики Валерий Кулачковский рассказал, что в концепции строительства набережной были заложены художественная и познавательная задачи:
— Появилась идея сделать что-то вроде ссылок на разные исторические события, известных личностей. Люди придут, увидят, заинтересуются и дальше уже самостоятельно начнут погружаться в историю…
Так на набережной появились скульптуры картографа и историка Семена Ремезова, инженера Гуллета и купца Игнатова, положивших начало судостроению в Сибири, мореплавателя Витуса Беринга.
Скульптуры изготовили в Екатеринбургском художественном фонде. Предваряя вопросы журналистов, участники пресс-конференции сообщили, что названный фонд вовсе не являлся основным исполнителем работ, если считать в физических объемах. На объекте были заняты тюменские архитекторы и художники, их коллеги из пермского фонда «Единение».
Строители заверили, что срок службы нашей набережной — не менее ста лет.
Наверное, она действительно столько простоит, если мы будем относиться к ней бережно.
Как дальше будет реализовываться творческая и историческая составляющие проекта — пока неизвестно. Авторы думают, как от истории перейти к современности.
В планах создателей набережной на следующий год — дойти от моста в створе улицы Челюскинцев до Царского причала.