Здесь не бьют в спину
О том, что рукопашник никогда не нанесет своему противнику удар в спину, я узнала от Даниэля Карымова.
На открытом областном чемпионате по армейскому рукопашному бою, который прошел в минувшие выходные в спортзале «Строймаш», Даниэль был, наверное, самым юным.
— Хотя возраст в бою особого значения не имеет, — говорит 12-летний мальчик, деловито затягивая пояс кимоно. — Самое важное — это техника и опыт.
А опыт у Даниэля есть: в своей 69-й школе он занимается каратэ уже три года. Говорит, что каратист, если знает правила рукопашного боя, запросто может освоить и это.
— Наверное, все мальчишки в школе тебя боятся? — спрашиваю у юного спортсмена.
— Ну, как сказать… Мы, в основном, дружные, поэтому никто не задирается. А сам я в драку никогда не лезу, потому что любой вид единоборства — это только самозащита. Настоящий спортсмен не будет нападать первым. Если тренер его правильно научил, — отвечает Даниэль.
Вот так. Однако это в жизни — а на ковре успех поединка очень часто зависит от того, кто первым нанесет удар. На все про все у спортсменов — три минуты. За это время бойцы должны выложиться по полной, а судьи — определить, кому отдать победу.
— Но бывает и чистая победа -без всяких подсчетов. Когда нокаут или болевой прием, — говорит Сергей Барыкин, старший ковра. Это ему после окончания каждого боя боковые судьи, которые следят за схваткой прямо «на поле», присылают записки со своими замечаниями. И он подсчитывает общий балл.
— С небольшим перевесом победу в этом бою одерживает боец в красном поясе! — в микрофон объявляет Барыкин. И добавляет уже для меня:
— Вот видите, иногда спортсмены по уровню подготовки не уступают друг другу, поэтому и технический перевес бывает совсем небольшой.
Куда интереснее, когда победа безусловная. Часто зрителям приходится ждать ее часами. Накричавшись до хрипоты в поддержку своих, болельщики время от времени выбегают в холл, чтобы выпить воды. Возвращаясь, спрашивают у тех, кто оставался: «Ну, что? Было?» И если было, то кто-нибудь из зала обязательно покажет им запись на мобильном телефоне. Впечатление, конечно, уже не то, но все же.
А вот секундантам спортсменов от своих подопечных отлучаться никак нельзя. Они — как верные оруженосцы: в нужный момент должны помочь надеть шлем, на руки — краги, а под куртку кимоно — защитный жилет.
Кстати, секундант не обязательно должен сам быть спортсменом. Самое главное, чтобы оставался добрым и верным другом.
— Секундант — единственный из группы поддержки бойца, кто допускается к самому ковру. Он, в случае чего, должен помочь поправить амуницию, — говорит Сергей Барыкин.
Для этого бойцам во время схватки дают несколько секунд — «на заправку». И от того, какие ободряющие слова секундант успеет шепнуть спортсмену в этот момент, может зависеть, кто уйдет с ковра победителем.
Хотя немало зависит и от остальных участников группы поддержки. И в этом случае жалко, что к ковру не пускают всех. Например, родителей. Им приходится переживать за своих детей в отдалении — на трибуне.
Может быть, поэтому со временем они объединяются в целые команды.
Илдырым Ахмедов и Мурад Бабаев знакомы давно, но чаще всего им приходится встречаться на соревнованиях, в которых участвуют их сыновья — Бахруз и Багдод.
— А знаете, если на трибунах кто-нибудь из родственников или близких друзей, боец чувствует больше ответственности, а значит, и шанс на победу больше, — говорит Илдырым.
А трибуны в этот момент кричат и аплодируют. Бахруз Ахмедов, который, казалось бы, пару секунд назад вышел на ковер, одержал чистую победу в бою.
— А вот если бы мама сегодня пришла на него посмотреть, — гордо улыбается Ахмедов-старший, — он еще быстрее выиграл бы!
Мам на зрительских местах, и правда, меньше, чем пап. Наверное, не каждая женщина сможет смотреть на то, как дерется ее чадо.
— Я за них за всех как за своих сыновей переживаю, — делится медицинский работник Вера Мамонтова, напряженно наблюдая за боями. — Но никогда лишних эмоций не допускаю — они мальчишки взрослые, сами для себя выбрали этот вид спорта. И значит, должны терпеть.
Правда, признается Вера, хотелось бы, чтобы ушибов, вывихов и шрамов у этих мальчишек было как можно меньше. Но не всегда получается так: в этот раз врачам не раз приходилось самим выходить на ковер — к травмированным спортсменам.
— Да это еще не страшно, — деловито говорит Даниэль Карымов, глядя на бойца, лежащего на ковре. Противник попытался провести удар ногой в голову и случайно попал по кадыку.
— Сейчас откашляется, и все будет нормально, — продолжает он. -На самом деле, спортивный рукопашный бой — не такой уж опасный: бойца защищают жилет и шлем. А противник чаще бьет по ним. Он никогда не ударит в пах или спину — это подлый и запрещенный прием, не для честного боя.
***
фото: Возраст в бою — не главное;Рефери указывает бойцам на их ошибки;Иногда в тесной схватке спортсменов можно отличить только по цвету поясов — синему и красному;Победа и поражение идут рука об руку;Спортсмен Каноатшохи Аминзода перед боем