Тюмень межгалактическая
Помнится, на первой видеокассете, которая появилась в нашем доме, был записан мультфильм «Тайна третьей планеты» — по книге Кира Булычева «Путешествие Алисы».
Девочка Алиса на космическом корабле путешествовала по разным планетам Галактики, а я детским взглядом ловила с экрана картинки из будущего, нарисованные мультипликатором.
Были там летающие машины, которые заправляли коровьим молоком; огромные дугообразные мосты, соединяющие напрямую один конец планеты с другим; причудливые трубы-спирали, по которым человек мог добраться из дома прямо до работы — ни пробок тебе, ни светофоров, ни выхлопных газов. Мечта!
Совсем недавно выяснилось, что булычевские картинки не дают покоя многим людям, живущим в нашем городе, где попасть из дома на работу и обратно в короткие сроки — действительно, мечта.
На днях на сайте городской администрации в разделе «Антипробка» появилась программа оптимизации дорожно-уличной сети Тюмени — в картинках.
На сорока восьми страницах изложена информация о том, с помощью чего можно сократить количество заторов, свести к минимуму вероятность аварий, облегчить горожанам передвижение по улицам.
Программа появилась еще в 2007 году — кое-что из запланированного уже удалось воплотить в жизнь. Например, подземный переход на улице Пермякова и несколько надземных переходов.
А многое администрация решила вынести на суд общественности, чтобы тюменцы смогли высказаться и предложить свои варианты решения проблемы.
Судя по тому, какими темпами в адрес мэрии начали приходить письма, никто из горожан не сомневается, что проблема назрела давно. Письма разные — забавные, одобрительные, критические, но, самое главное, есть и вполне конструктивные.
Так, многие из посетителей сайта предлагают начать с малого — отрегулировать светофоры на конкретных перекрестках. «Это банально, — пишет пользователь Михаил, — но все же актуально для многих дорожных объектов».
«Например, — поддерживает его Сергей, — на перекрестке улиц Мельникайте и Гнаровской постоянно собирается пробка со стороны Гнаровской, а ведь достаточно установить здесь стрелку направо, которая будет загораться одновременно со стрелками поворота налево, которые со стороны улицы Мельникайте».
Другой Михаил предлагает светофор для пешеходов около дома N 104 по улице 30 лет Победы сделать «кнопочным», потому что людской поток в этом месте невелик. Этот же автор советует убрать разделительную полосу на улице Ленина — от ее пересечения с Орджоникидзе и до Мориса Тореза, и сделать общую широкую проезжую часть. Это, по его мнению, и затрат больших не потребует, и времени немного займет, в отличие от строительства двухуровневых тротуаров (первый уровень для парковки, второй — для пешеходов), которое предлагает Рустем.
А Анатолий Михайлович заметил, что выполнение программы оптимизации будет возможно только в том случае, если появится качественное научно-исследовательское обоснование, основой которого должны быть не только статистические прогнозы, но и фактические замеры и подсчеты.
Интересно и другое предложение Анатолия Михайловича — о создании единой городской системы с диспетчерским центром управления движением. Когда на каждом перекрестке установлены камеры, которые в режиме реального времени передают изображение в диспетчерскую, и диспетчер в зависимости от ситуации меняет работу светофора. Он же предлагает установить в городе повсеместные электронные знаки ограничения скорости и те, что будут запрещать движение по отдельным полосам дороги (например, если там идет уборка снега).
К идиллической картинке города будущего добавляет красок и посетитель сайта «potap». Предлагает создать надземное метро — бесшумные трамваи с роботизированным управлением. Говорит, что такие уже давно обслуживают американские и европейские аэропорты. Еще добавляет, что выгоднее строить вместо подземных надземные переходы — с широким эскалатором при подъеме.
Многие горожане называют Транссибирскую магистраль и Туру «берлинской стеной», которая затрудняет проезд по городу. Но если на реку пока никто не покушается — просто предлагают строить через нее как можно больше мостов, то железная дорога, рассекающая город, тюменцев раздражает.
«Железную дорогу нужно перенести за город, — считает Филипп. — Там же построить новый вокзал, современный и удобный, где будет навес над платформами, а еще фонтан на станции, чтобы тысячи проезжающих через Тюмень людей видели красоту нашего города».
А пользователь «feetback» и вовсе согласен пересесть из личного автомобиля в общественный транспорт, чтобы не создавать лишних пробок. Только для этого просит сначала наладить схему движения автобусов и маршруток из центра города в деревню Патрушеву, где он живет.
… Это только малая часть того, каким тюменцы хотели бы видеть в будущем свой город. Они не предлагают строить фантастические трубы-спирали, не просят даже о гигантском мосте, который можно перекинуть с одного конца Тюмени на другой. Они называют конкретные улицы, светофоры, проблемные перекрестки.
Программа оптимизации включает в себя 47 объектов, которые планируется построить и реконструировать в дальнейшем: многоуровневые паркинги (на месте бывшей гостиницы «Заря» на ул. Первомайской; в районе областного военного комиссариата; на площади 400-летия Тюмени); пробивка улиц (например, улицы Мельникайте от Дружбы до Велижанского тракта); транспортные развязки.
… Если хотя бы часть из запланированного превратится в реальность, следующей остановкой космического корабля Алисы будет наш город.
А почему бы нет?
***
фото: «Кольцо» на перекрестке улиц Мельникайте и 50 лет Октября тоже подвергнется изменениям. Здесь когда-нибудь появится удобная, не в пример кольцевой, транспортная развязка