X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Поезд до станции Юбилейная

Железная дорога Екатеринбург-Тюмень в декабре празднует солидный юбилей — свое 125-летие.

И почти 30 лет в истории СвЖД есть имя Галины Оношкиной — инженера по эксплуатации дорожного пути, а сейчас директора музея ДК «Железнодорожник». Правда, сама Галина Сергеевна отрицает свой вклад в историю железной дороги, говорит: «Я еще ничего такого не сделала! А вот Яков Егорович…»

Яков Егорович Чепик был директором музея до Оношкиной, теперь работает хранителем. А еще раньше музеем заведовал Владислав Коптелов. Он посвятил Тюменскому отделению СвЖД несколько книг, в которых есть страницы о том, с чего начиналась железная дорога Екатеринбург-Тюмень. А начиналась она. с генерала Евгения Васильевича Богдановича.

Именно Богданович (ставший позднее, и именно за это деяние, почетным гражданином нашего города) одним из первых предложил провести железную дорогу до Тюмени, обосновав ее практическое применение так: «для вывозки хлеба из богатой этим продуктом Сибири в страдающие постоянным неурожаем районы Поволжья». Владислав Коптелов писал, что заручившись поддержкой властей Тюмени, Екатеринбурга, Перми, Камышлова и губернаторов Пермского и Западно-Сибирского края, Евгений Васильевич стал добиваться разрешения правительства на производство изысканий трассы под железную дорогу по выбранному им направлению.

Галина Безбородова

Первые изыскания дороги от села Ершовка на Каме на Екатеринбург и Тюмень проводились в 1868 году, причем использовались средства, собранные по подписке среди населения Урала и Сибири. Осенью того же года составили проект железной дороги, изданный специальной брошюрой.

После разногласий Богдановича с компаньонами по вопросу финансирования изысканий он продал свои права на вложенный в дело капитал и отошел от активного участия. И тут с проектом начались злоключения. Кроме направления Екатеринбург-Тюмень, свои перспективы стали выдвигать ирбитские купцы: Нижний Тагил-Ирбит и далее на Тюмень. Екатеринбургские мукомольные и хлебные торговцы предлагали продолжить дорогу с Екатеринбурга на Шадринск и Курган.

Проектную документацию имели все перечисленные направления, это вносило разнобой и ставило под сомнение, ранее выбранное и утвержденное направление по проекту Богдановича.

Галина Безбородова

Ответ Евгения Васильевича своим оппонентам был таков: «Направление, по которому движется сибирская торговля, это направление историческое, этот путь известен давно, по нему прошли первые колонисты в Сибирь, тогда, когда еще не было никаких грузов, когда приходилось прокладывать путь по лесам дремучим. Дорогу эту создал народ Русский, по ней он стал селиться, и вот почему этот путь обозначился на карте полосою сплошного населения. По этому направлению идет почтовый тракт Сибирский и по этому тракту расположены все крупные селения. Спрашивается, с какой стати строить дорогу там, где не привыкли возить товары, там, где нет населения, и не строить дороги там, где народу много и где теперь уже идет торговля, несмотря на все встречаемые ею затруднения?»

В 1880 году купечество со всех концов России, собравшееся на Нижегородскую ярмарку, заявило правительственному представителю генерал-губернатору графу Игнатьеву свое ходатайство об ускорении осуществления рельсового пути в Сибирь.

29 августа 1880 года в Ирбит и Тюмень поступила телеграмма от министра внутренних дел графа Лорис-Меликова, в которой говорилось, что вопрос о строительстве обсудят в Комитете министров «для изыскания способов к безотлагательному сооружению участка от Екатеринбурга до Тюмени». Из бюджета выделили два миллиона рублей.

Галина Безбородова

Но обнаружилось вдруг, что в министерстве путей сообщения потерялись материалы изысканий 1868 года. В министерстве пришли к выводу, что прежние материалы все равно устарели, так как изменился ряд технических условий, поэтому решили провести в 1881-м по трассе Екатеринбург-Тюмень вторичные изыскания, поручив их руководство инженеру Мациевскому. Год ушел на это, а также на составление проектной документации. А летом 1883-го по всей трассе развернули строительные работы.

«Для руководства работами в Екатеринбурге было организовано временное управление строительством, начальником которого был назначен инженер Гетте, ранее участвовавший в строительстве Уральской горнозаводской дороги, заместителем — инженер Альбрехт, — пишет Владислав Коптелов. — Вся линия от Екатеринбурга была разделена на пять строительных участков. В Тюмени был пятый участок, руководил которым инженер Пузыно. Строительство велось подрядным способом, т.е. работы сдавались частным предпринимателям под залог. Основные работы по дороге были закончены к осени 1885 года.

По проекту все жилые и служебные здания располагались с правой стороны по счету верстовых столбов из Екатеринбурга и выполнялись из дерева. Вокзалы ст. Камышлов и Тюмень, а также паровозные депо, основные в Камышлове и Тюмени и запасные в Богдановиче, Поклевской, сделаны из красного кирпича с частичной облицовкой гранитом».

Галина Безбородова

Как мы узнаем из книг Коптелова, на всем протяжении дороги уложили стальные рельсы прокатки 1884 года, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе Демидова. Предусматривалось сооружение путевых будок через две-три версты одна от другой.

Сторож при приеме на работу проверялся на благонадежность, имел право в полосе отчуждения пахать и сеять, косить траву, держать скот. В обязанности сторожа входило: охранять путь от посторонних людей, ежедневно два-три раза проверять путь на своем участке за час до прохода пассажирского поезда.

Кроме многочисленной охраны на перегоне, на каждой станции по штату МВД полагался один жандарм, обычно унтер-офицерского звания, с предоставлением ему казенной квартиры.

Начальник станции и жандарм олицетворяли всю власть на данном участке железной дороги.

В октябре 1885 года министр путей сообщения назначил комиссию по приемке в эксплуатацию вновь построенной дороги. Государственная комиссия приступила к работе 23 октября и закончила ее 7 декабря. Комиссия отметила, что железнодорожный путь и «принадлежности оного» — искусственные сооружения и гражданские здания — устроены прочно, согласно проектам, и вполне удовлетворяют требованиям правильного движения. К числу недоделок относилось: по телеграфу — углубление в землю и перестановка столбов, установка подпор к ним и установка телефонных приборов по всей линии. Министр путей сообщения Посьет официально сообщил об открытии движения поездов по Екатеринбурго-Тюменской дороге.

Галина Безбородова

… Галина Оношкина показывает карту, на которой отмечен железнодорожный путь:

— С открытием движения поездов в конце 1885 года товарооборот возрос в несколько раз. Тюмень стала крупным перевалочным центром и быстро наращивала экономическую мощь. Вот в чем значение железной дороги Екатеринбург-Тюмень! Этот участок и сейчас остается самым грузонапряженным, особенно до станции Богданович.

Галина Сергеевна знает об этом не понаслышке, потому что 27 лет проработала инженером по эксплуатации дорожного пути — сначала в Ишиме, а потом на станции Тюмень. Задача инженера — предотвратить неисправность путей: чтобы рельсы были ровными и ширина колеи между ними соответствовала стандарту — 1 тысяча 520 миллиметров, чтобы не было перекосов.

Оношкина и сейчас, когда приходится ехать на поезде до Екатеринбурга (правда, бывает это не часто), замечает все, что требует исправления. Например, если двери в электричке закрываются неровно, значит, на дороге — перекос.

— Когда-то на подъезде к Камышлову сильно трясло, теперь этот участок отремонтировали, — рассказывает Галина Сергеевна.

— А каков срок службы железнодорожного пути?

— Это считается по пропуску: провезли по пути 600 миллионов тонн грузов, значит, пора менять.

Галина Безбородова

… Директор музея сейчас приводит в порядок и изучает книги и документы, читает сборники приказов, изданные на железной дороге. Работа эта скрупулезная — замечать, как в разное время в разных приказах появляются одни и те же фамилии, прослеживать жизнь людей. Возможно, скоро стараниями Галины Оношкиной станут известны старые-новые интересные факты, а в музее появятся свежие экспонаты, овеянные стариной.

Авторы благодарят сотрудников музея Тюменского отделения дороги и Владислава Коптелова.

***
фото: Почетный гражданин города Тюмени генерал Евгений Васильевич Богданович;Часы, которые в разное время висели на вокзале станции Тюмень;Шарманки машинистов, I пол. XX вв;Директор музея Галина Оношкина;Жезловый аппарат системы механика Томской дороги Д. Трегера, 1913 год;Душа музея и его хранитель Яков Егорович Чепик;Тюменский вокзал 1885 года постройки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта