Сапоги-скороходы для детского сада
Два года назад казалось, что очередь никогда не уменьшится. Цифра в десять тысяч ребятишек звучала как приговор.
Но вопреки ожиданиям и прогнозам бесконечный хвост стремящихся устроить детей в садик стал уменьшаться на глазах. Случилась настоящая детсадовская революция. И вопреки историческим законам произошла она не снизу, а сверху. Просто потребности росли, росли и выросли до таких размеров, что «наверху» не смогли и не захотели жить по-старому.
Вопрос о доступности дошкольного образования не раз обсуждался на координационных советах в городе. На одном из последних, в конце прошлой недели, Вера Соловьева, заместитель главы администрации города, сказала, что за год удалось сделать многое.
Такая стандартная отчетная фраза звучит на совещаниях часто, и от многочисленных повторений ее весомость стирается. Другое дело — цифры. Они комментариев не требуют, говорят сами за себя.
Главную цифру сезона 2010 года в докладе на декабрьском координационном совете по обеспечению доступности дошкольного образования произнес Павел Креков, директор департамента по образованию. Очередь в детские садики составляла 10 400 человек. По прогнозам департамента образования, к 1 января 2011 года она составит 4800 человек, с учетом не только «стареньких», давно записавшихся на место в дошкольном учреждении детей, но и тех, кто к этому времени дорос до возрастной планки.
В чем внешне проявляются эти грандиозные перемены? По словам Павла Крекова, главное, чего удалось добиться, — впервые за многие годы в садики устроены все маленькие тюменцы в возрасте от трех до семи лет. Остались только двухлетки.
Где отыскались скрытые резервы, которые позволили осуществить прорыв? Источников — несколько. Один из них всегда был на виду, но на него до поры до времени не обращали внимания. Речь идет о проектной мощности действующих детсадов и их реальной наполняемости. В департаменте образования подняли старую документацию, оказалось, что за последние 10-20 лет садики «потеряли» 146 залов для детских групп. В «бездетные» 90-е годы их перестраивали, перепрофилировали, отдавали под спортзалы, музыкальные центры, кабинеты специалистов. В 2010 году 129 таких помещений отремонтировали и вернули в первоначальное состояние — нашлись места для 2580 детей. Почти столько же вакансий открылось после того, как пересмотрели посещаемость. Новые санитарные правила и нормы разрешили вернуться к той наполняемости детских групп, которая была в 60-70-е годы. Тогда никого не удивляли группы по 30-35 человек и классы по 40. Тем более что в списочном составе у малышей всегда есть фора человек в десять. Кто-то болеет, кто-то дома с бабушкой остается… Так что, по словам Крекова, реально ходят не больше 20-22 человек. Но простые арифметические действия — еще не все. Многое изменилось, по сути. Появились вариативные формы дошкольного образования, например, группы кратковременного пребывания. Планируется развитие семейных дошкольных групп. За это дело с удовольствием взялись бы многодетные мамы. Они, как и раньше, занимались бы с детьми дома, но при этом не бесплатно, а за зарплату, согласно штатному расписанию дошкольных учреждений. Эта система оправдала себя в Москве, но у нас пока только прорабатывается.
Скачок количественный всегда влечет за собой качественные изменения. К этому же призывает и переход на новые стандарты образования. Поэтому необходимо приобретение ростовой мебели для дошкольников, изменение их режима питания, создание условий для двигательной активности, усиление контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Конечно, выполнить эти требования при высокой наполняемости групп сложно, но — можно. Особые требования новый курс предъявит и к кадрам воспитателей. Пока вакансий в городе не так много -32, все они фактически заняты совместителями. Чтобы привлечь новые кадры, надо повысить зарплату. Где взять деньги? Как вариант — пересмотреть зарплату узких специалистов. Многие считают несправедливым, что музработник, например, за несколько часов занятий получает больше, чем воспитатель за полный рабочий день. И уже сейчас в тех детских садах, где воспитателей переобучили, их зарплата возросла до 20 тысяч рублей в месяц. Держать такую планку повсеместно — пока трудно, для начала в департаменте по образованию планируют выйти на рубеж в 14 тысяч рублей.
Большой потенциал есть и в работе негосударственных дошкольных учреждений. Их сейчас в городе 28, в них воспитываются 1616 детей. Могло быть и больше, но предпринимателей сдерживает большое количество препятствий. По словам Марины Бакулиной, председателя тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, в этой сфере необходимо для нормального старта около двух миллионов рублей. У тех, кто все-таки решил рискнуть и преодолел все сложности, связанные с арендой помещений и всевозможными согласованиями, главные трудности — с привозным питанием. Покупать собственный автотранспорт, как показали расчеты, нецелесообразно. Содержание « газельки» в месяц обойдется в 30-40 тысяч рублей, и затраты дополнительным бременем лягут на родительскую плату (и без того немаленькую). Оптимальный вариант, считает Бакулина, проводить муниципальный конкурс среди предприятий общественного питания. Выиграет сильнейший, а частные детские садики предоставят ему поле деятельности. Хотелось бы частникам организовывать и прогулки детей, не зависеть, например, от ТСЖ, которому принадлежит придомовая территория. Хотелось бы и чтобы выделяемые из бюджета субсидии не превращались в лотерею: дадут-не дадут, утвердят-не утвердят. Хотелось бы, чтобы почаще приходили медики из поликлиник на профилактические осмотры детей.
В общем, проблем еще много. Но, как сказала Вера Соловьева, мы находимся в поле активных действий и движемся вперед семимильными шагами. Большая цель при этом хорошо видна, она все ближе. Главное, не пропустить на такой скорости мелочей и деталей, которые могут оказаться решающими.
***
фото: Обычный день в детском саду N 135;Вера Соловьева, заместитель главы администрации города;Павел Креков, директор департамента по образованию;Марина Бакулина, председатель региональной ассоциации детских развивающих центров.