X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Испытание жизнью

Сонич Павел Романович. 1899г., д. Святославка Голышмановского района. Образование 5 кл. Бухгалтер Ялуторовской конторы «Райзаготсено». Призван Ялуторовским РВК 11 февраля 1942г. Рядовой 465-го СП 115-й СД. Попал в плен 25 июля 1942г. в районе ст. Касторная Воронежской обл. Шталаг VI-C (9.05.43); шталаг VI-G (21.05.43). Освобожден американскими войсками 15 апреля 1945г. Прошел фильтрацию в ПФЛ N 2208. Лагерный номер 52248. Жена — Соколовская Улита, жила в г. Ялуторовск, ул. Свердлова, 17.

В газете «Ялуторовская жизнь» за 30 сентября этого года был опубликован материал Л. Калининой «Горькое прошлое не забыто», в котором приводился список военнопленных ялуторовчан периода Великой Отечественной войны, и была просьба к читателям откликнуться. В этом перечне оказался мой свекор Павел Романович Сонич, человек с очень непростой судьбой. Жизнь людей складывается по-разному: у одних все идет ровно и гладко, а другим выпадает дорога с ямами и колдобинами. Вот такой ухабистый путь и достался Павлу Романовичу.

В БАТРАЧЕСТВЕ

Столыпинская аграрная реформа в начале XX века подвигла большую группу малоземельных крестьян из Могилевской губернии (Белоруссия) переехать на свободные сибирские земли. Долго на лошадях добирались со своим домашним скарбом и детьми до Омской губернии родители Павла. В 1906 году переселенцы основали деревню Святославка, теперь она относится к Голышмановскому району. Павлику было тогда семь лет. Его матери не повезло с мужем (замуж-то выдавали без согласия невесты), а детям — с отцом. Был он человеком безалаберным, ленивым, выпивохой и картежником. Павел Романович рассказывал, как однажды отец проиграл в карты прасолу, скупщику скота, единственную корову, лишив детей молока. Мать вынуждена была отдать 10-летнего Пашу в батраки к деду. А дед Мирон — настоящий скряга. Бабушка, когда шла доить, украдкой брала с собой кружку, сцеживала и говорила внуку: «Пей, Пашутка, скорее, пока дед не видит». К слову, эта жадность не пошла деду Мирону впрок. После его смерти во время ремонта крыши под стропилами были найдены пачки «царских» денег, уже вышедших из обихода.

До 16 лет Павел батрачил, потом уехал в Омск, выучился на кузнеца и трудился там до начала Гражданской войны. Павла Романовича мобилизовали в Красную Армию, служил в кавалерии. После службы вернулся в родную деревню, женился на Улите Соколовской. Пошли дети. В начале 30-х Павел и Улита перебрались в Ялуторовск. Глава семьи устроился маслодельным мастером в д. Яр. Но вскоре все маслодельные артели ликвидировали. И подался Павел Романович в Восточную Сибирь на золотые прииски счетоводом в старательскую артель. Свекор позднее рассказывал, какие страшные истории происходили на приисках, когда люди грабили и убивали друг друга.

Перед войной Сонич работал бухгалтером в Ялуторовской конторе «Заготзерно». 11 февраля 1942 года в возрасте 43 лет ушел на фронт рядовым 465 стрелкового полка 115 стрелковой дивизии. В одном из боев получил ранение в голову, потерял сознание. В таком состоянии попал в плен. Дед, как его называли родные, не любил рассказывать о годах, проведенных в плену. Но одна картина, поведанная им, врезалась мне в память на всю жизнь. Фашисты заставляли военнопленных грузить на повозки ослабевших, уже не способных двигаться товарищей, везти их к огромному рву и сбрасывать еще живых в эту яму. «Приедешь на третий день, а люди там шевелятся, копошатся», — с болью вспоминал Павел Романович. Ему, можно сказать, повезло — остался в живых. Как хорошего сапожника (в батраках-то всему научился) забрали в интендантскую службу, где он чинил обувь немецких солдат. Видимо, это его и спасло. А дома считали пропавшим без вести.

Пленный солдат Сонич был освобожден американскими войсками 15 апреля 1945 года, но домой вернулся поздней осенью. Буквально свалился как снег на голову. И хотя он прошел фильтрацию, доверия на родине ему не было: бухгалтером не брали. Так стал разнорабочим в школе для слепых детей. Бывший директор школы для слепых детей А.В. Плоскова очень тепло отзывалась о Павле Романовиче, о его усердии, безотказности, незаменимости в работе. Он никогда не считался со временем, был очень обязательным и надежным человеком. В 1979 году в возрасте 80 лет свекор умер. В его доме мы с мужем прожили 19 лет. И я могу отметить глубокую порядочность, доброту, отзывчивость, необыкновенное трудолюбие Павла Романовича. Это был теплый и светлый человек.

Светлана Сонич, ветеран труда

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта