Коммунальный кабинет
Около 700 килограммов тонера ежегодно расходуется в ТРИЦе только на то, чтобы распечатать квитанции за квартплату.
Платить по счетам за услуги ЖКХ — обязанность, которая повторяется из месяца в месяц и длится годами, а то и десятилетиями. И никуда от ее монотонности не убежишь. Но бегать и не надо. Все новые технологии рассчитаны как раз на то, чтобы человек мог сделать как можно больше, не выходя из дома. Одну из таких форм оплаты предлагает своим абонентам Тюменский расчетно-информационный центр.
Лет пять назад эту организацию не ругал только ленивый. Обвинения в ее адрес сыпались с разных сторон. Но время все расставило по своим местам.
В этом году ТРИЦу исполнилось семь лет. Дошкольный возраст у него уже позади. Забылись «бои местного значения» и споры: нужен он или нет. Все вошло в привычное, будничное, но совсем не «застойное» русло. Более того, многие, кто приходит сюда заплатить за квартиру, и не подозревают, что попадают не просто в расчетно-информационный центр, а на инновационную площадку. То, чем Тюмень пользуется не первый год, во многих городах России только начинается. Речь — о новых формах оплаты услуг ЖКХ.
Как выглядела система расчета за жилищно-коммунальные услуги лет десять назад? Надо было идти в ЖЭК или ЖЭУ. Очереди здесь скапливались немаленькие, но выбора не существовало. Потом началась реорганизация системы ЖКХ, домоуправления ликвидировали, функции обслуживания жилого фонда взяли на себя управляющие компании, а оплаты — ТРИЦ.
Чем эта редька слаще — поначалу немногие поняли. Как и многие новорожденные, ТРИЦ в первое время был «проблемным ребенком». В офисах выстраивались очереди. Чтобы оплатить все, надо было, мотаясь по городу, собрать несколько квитанций.
Но как-то незаметно этот центр из обузы стал нормой тюменской жизни (теперь 60% жителей города — его абоненты). Тюменцы почувствовали разницу между старым и новым порядком. Единые квитанции, в которых указывались все коммунальные платежи, кроме электричества и газа, опускали в наш почтовый ящик вовремя. Очередей в расчетных центрах поубавилось, а точек оплаты (около пятисот) стало значительно больше. При этом операторы абонентских пунктов могли не только принимать платежи, распечатывать квитанции, но и консультировать и даже производить расчет льгот по оплате за услуги ЖКХ (а льготных категорий — 57).
При этом Тюменская область стала первым, пилотным регионом России, где решились на «монетизацию льгот», то есть на перевод их в денежное выражение.
А потом появились и начали стремительно развиваться новые, более современные и удобные формы оплаты за коммунальные услуги. Вначале в них были задействованы только филиалы отделений связи, терминалы банков и платежных систем (Киберплат, KIWI). Такое продвижение первые год-два казалось революционным, но сейчас и оно уже — вчерашний день.
Теперь на повестке дня — максимальное использование интернет-возможностей. Они позволят платить за услуги ЖКХ, не выходя из дома. С одной стороны, стремление к виртуальности — требование времени, а с другой — государства, поскольку с 2011 года предполагается перевести большинство государственных услуг в электронный вид.
Но ТРИЦ в этой электронной форме работы оказался впереди многих своих российских сородичей. Еще в декабре 2009 года на сайте центра открылась страничка под названием «Личный кабинет». Для активных пользователей Интернета такая форма оплаты и контроля за состоянием своего счета хорошо знакома. Она позволяет не только узнать, сколько ты должен, но и подробно изучить, из каких составляющих складывается оплата, ведь в платежках расписываются далеко не все, а только основные составляющие тарифа.
Что необходимо для того, чтобы оплачивать жилищно-коммунальные услуги с персонального компьютера? Прежде всего, подключенный Интернет, банковская карта Visa или MasterCard, и паспорт, который потребуется для того, чтобы заполнить заявление согласно требованиям закона о защите персональных данных. Это заявление можно написать привычным способом — на бумажном бланке в одном из абонентских пунктов, а можно и на бланке, распечатанном со странички «Личный кабинет» на сайте Тюменского расчетно-информационного центра www.itpc.ru и отправленном по почте. В первом случае личный логин и пароль доступа вам выдадут сразу, а во втором — придется подождать несколько дней.
Тюменский расчетно-информационный центр — первое в области предприятие, которое в 2007 году получило лицензию на работу с персональными данными населения. Прошло два года, но таких лицензиатов не намного прибавилось, по словам директора ОАО ТРИЦ Андрея Медведева, на весь регион их меньше десятка. Но уникальность деятельности не означает, что сторонников у нее немного. По последним статистическим данным, в Тюменской области более семи тысяч абонентов пользуются услугой «Личный кабинет». Конечно, даже для одного города эта цифра не такая уж и большая. Но у любого, дочитавшего этот материал до конца, есть возможность ее исправить -открыть «Личный кабинет» и зарегистрироваться.
Заодно, таким способом можно изменить давно привычную, но вышедшую из моды форму оплаты своих счетов ЖКХ через кассу.