Бело, уютно и спокойно на Верхнем Бору
Порой кажется, что в поселке Верхний Бор все течение жизни определяется названием центральной улицы — улицы Мира.
Здесь разводят голубей, вместе отмечают Новый год и все главные праздники, а ребятишки в последний день каникул помогают убирать снег за оградой и устраивают возню в снежных кучах.
И хоть председатель местного ТОСа Ада Скобелкина сетует, что нынче спецслужбы плохо расчищают снег, сугробы общую картину нисколько не портят. Где еще порадоваться этой белой тишине и покою, как не на окраине!
В центре поселка стоит новогодняя елка, украшенная самодельными игрушками. В этом году она — искусственная.
— Наша живая елочка, которую мы посадили несколько лет назад, — еще маленькая. Ей тяжело под весом гирлянд и игрушек, поэтому мы решили, что несколько лет ей надо передохнуть и подрасти, — говорит Ада Николаевна.
На аллее, где растет живая елка и несколько высоких сосен, где стоит детская площадка и корт, — самый центр села. Здесь установлен памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
В День Победы селяне устраивают у памятника митинги, дети выходят с портретами своих прабабушек и прадедушек. Материал об этом собран в местной фотолетописи, которая хранится в музейной комнате детского противотуберкулезного санатория «Верхний Бор».
Туда мы и направляемся с Адой Николаевной.
ЖИВОЙ МУЗЕЙ
Ада Скобелкина и сотрудники санатория собирали материал много лет — двадцать увесистых альбомов и папок с фотографиями. Сначала в музее был материал преимущественно о становлении санатория и первых врачах.
История рассказывает, что с 1932 года на Верхнем Бору был детский дом для детей-инвалидов. В 1941-м, когда немецкие войска стали подступать к Москве, сюда привезли детей из Переделкино с костным туберкулезом. Многие из них даже ходить не могли. А потом ребятишки выросли, и их определили в другие детские дома.
В 1962 году по инициативе Юрия Николаевича Симовских на базе детского дома отрыли первую в области противотуберкулезную здравницу для детей. Ее директором стал Василий Игловиков, ветеран Великой Отечественной. По образованию Василий Иосифович был учителем. Очень добросовестный, очень требовательный — и к себе, и к сотрудникам. За пять лет под его началом санаторий стал лучшим в Уральской зоне.
… Из современной истории санатория и поселка самые насыщенные событиями — 2009-й и 2010-й, год 65-летия юбилея Великой Победы. За это время на встречах с детьми в музейной комнате побывали десятки интересных людей: моряки, десантники, члены областного общества жертв политических репрессий и малолетние узники концлагерей, и, конечно, ветераны Великой Отечественной войны.
— Ребята слушают, иногда задают вопросы. А когда к нам приходил капитан подводной лодки Владимир Четвертных, да еще с настоящим кортиком, его просто облепили со всех сторон! — рассказывает Ада Николаевна. — В музей дарят много книг о войне, и один паренек нашел в книге фамилию своего деда!
Музейщики и сотрудники санатория не ограничиваются встречами в четырех стенах. Дети с гостями-взрослыми выезжали на аллею десантников в Восточном округе, а на весеннем субботнике помогали ветеранам высаживать сосны.
— Ада Николаевна, говорят, о Великой Отечественной войне и о подвиге наших солдат могут забыть, когда не станет последнего ветерана. Вы согласны с этим?
— Нет, не согласна! Мои дети помнят моего отца. Пусть могила его находится далеко, но они помнят! И так в каждой семье!
Хочется верить, что Ада Николаевна права, и что память о Победе будет жить. Во всем мире, в нашем городе и на маленькой улице Мира, где живет голубятник Александр Танск и каждое утро поднимает в небо стаю высоколетных птиц.
ТОЛЬКО ПЕРО КРЕПЧЕ!
Александр Федорович, кстати, работает в санатории плотником, мы встретились с ним по счастливой случайности.
— Айда со мной, что-то вам покажу, — улыбается Александр Федорович и проводит нас в комнату с табличкой «Живой уголок» на двери. Тут несколько клеток, обтянутых зеленой сеткой. А в них — декоративные голуби, снегирь и даже… пара вислоухих кроликов!
— Я вообще-то декорацией не занимаюсь, решил вот для ребятишек уголок устроить, у меня еще в прошлом году была идея. Сам смастерил клетки, купил голубей, мелкую птицу, кроликов и рыбок. Сейчас замечаю — дети больше около рыбок и голубей. Хочу большой аквариум поставить. И еще купить попугая, — увлеченно рассказывает Танск.
Своих домашних голубей Александр Федорович пока не поднимает в небо — ястреб сильно бьет. Только взлетят, а он уже тут как тут, падает комком. А холод для птиц, оказывается, не помеха, хоть тридцать градусов будь, наоборот, у них только перо крепче!
… Голуби неуклюже перелетают с насеста на пол, красуются друг перед другом огромными декоративными хвостами и мохнатыми лапами. Ада Николаевна смотрит и радуется, как ребенок.
***
фото: Белоснежное безмолвие;Ада Скобелкина;У своего двора;Зимние забавы в последний день каникул;Шикарные голуби-павлины;Александр Танск и его вислоухий кролик