Ремень — не метод воспитания
«Дети — цветы жизни» — кто не слышал этого советского лозунга? Вот только оказалось, что за парадностью этого «букета» скрывается слишком много проблем.
Многие из тех, кто сейчас воспитывает своих детей, с ностальгией вспоминают времена, когда сами были маленькими. Не потому, что игрушек было больше или конфеты — слаще, а потому, что забот у родителей было меньше и подрастающее поколение не подстерегало столько проблем и болезней, связанных с развитием цивилизации. Сейчас же детских «болевых точек» стало так же много, как возрастных угрей на лице у подростков. Причем, все их видят, они бросаются в глаза, но как решать — не всегда знают. То ли ничего не делать — само пройдет, то ли замазать толстым слоем грима. И что лучше — лечить кардинально или заниматься профилактикой?
Чтобы разобраться в этом букете проблем, в России был создан институт уполномоченных по защите прав ребенка. На сегодняшний день институт действует в большинстве субъектов федерации (в 76 из 86 регионов страны). В Тюменской области уполномоченным по правам ребенка в прошлом году назначена Галина Калюжная.
Главными детскими «болячками» нашего времени можно назвать социальное сиротство и жестокое обращение с детьми. Это даже не две стороны одной медали, а, скорее, братья-близнецы, которые, как правило, идут рука об руку, хотя могут существовать и отдельно. Чтобы побороть их, считает Галина Калюжная, необходимо целевое финансирование по детским программам, и не только с использованием бюджетных средств, но и грантовых. Так, с 2009 года в регионе действуют пять программ (Комплексная, Воспитание заботой, Первый шаг, Правосудие в защиту детей, Профилактика рецидивной преступности) и пять проектов (Радуга семейного творчества, В солнечном кругу семьи, Домашняя академия, Поможем нашим детям, Прекрасен наш союз), финансируемых из федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общая сумма грантовой поддержки составила в 2010 году более 60 миллионов рублей (всего Фонд финансирует 109 региональных программ в 50 субъектах Российской Федерации).
Конечно, без финансовой поддержки во многих жизненных ситуациях просто не обойтись. Например, подросткам, освобождающимся из мест лишения свободы (благодаря Фонду и областному бюджету им собирают «Социальный рюкзак») или семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Но сколько бы ни выделялось средств из федеральных, региональных и других бюджетов, одними деньгами всех проблем не решишь. Сейчас все чаще говорят о том, что надо не только защищать права, но и просто дать возможность их реализовать. Чтобы мамы, которые воспитывают детей-инвалидов, могли дать своим сыновьям и дочкам все необходимое для полноценной жизни. Чтобы дать возможность родителям в таких семьях не сидеть безвылазно дома, а зарабатывать самим. Чтобы научить выпускников детских домов успешно адаптироваться к новой жизни, получить жилье, образование, устроиться на работу, стать самостоятельными.
В поддержке все чаще нуждаются обычные семьи. «Чтобы в будущем стать хорошим специалистом, каждый из нас проходит обучение в школе, затем в техникуме или институте, а вот быть родителем не учат», — говорит Галина Калюжная. Большинство современных пап и мам пользуются в процессе воспитания методами своих бабушек и прабабушек. Что знаем, что умеем, от того и отталкиваемся. Даже если точка отсчета была безупречной, время подкидывает родителям такие задачки, решать которые предкам не приходилось. И взрослые порой чувствуют полное бессилие в таких ситуациях. А от него до жестокости во всех ее проявлениях (от простого пренебрежения до психологического или физического насилия) — один шаг.
И шаг этот сделать легко, перейти грань на удивление просто. Если свести все общение с ребенком только до стиля поручение-контроль, то наказание за непослушание, за недостаточно хорошее исполнение покажется естественным и оправданным.
Многие думают, что шлепок или резкое слово — мера временная и вполне безобидная. Так воспитывали наших родителей, нас — и ничего, выросли, стали людьми. «Время лечит», — убеждали нас, и мы этому верили. Но современные психологи, работающие с детьми, подвергшимися насилию, или со взрослыми, когда-то в детстве побывавшими в такой ситуации, утверждают, что время ничего не лечит. Оно лишь притупляет ощущения, загоняет их внутрь.
Ремень — совсем не метод воспитания. Родительская агрессия оказывает разрушительное воздействие на детскую психику, отнимает у ребенка не только радость сегодня, но и перспективы завтра. Одной лишь укоренившейся неуверенности в себе будет достаточно для того, чтобы потом не создать семью, не достичь вершин карьеры…
В 2004 году Парламентская ассамблея Совета Европы призвала ввести общеевропейский запрет на телесные наказания. Она заявила, что «любое телесное наказание детей является нарушением их основных прав на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность». В настоящее время 18 стран Совета Европы внесли соответствующие изменения в свое законодательство. Такие факты привел Петр Кучеренко, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета Дружбы народов, на семинаре для журналистов федеральных и региональных СМИ «Как защитить детей от жестокого обращения?». Россия в этот перечень пока не вошла. Более того, в российском законодательстве вообще отсутствует термин «жестокое обращение с детьми», есть только «меры физического воздействия».
Явление существует, его не спрячешь, а закон пытается его не замечать. Поэтому борьба с жестокостью, считает Наталья Карпович, заместитель председателя комитета ГосДумы по вопросам семьи, женщин и детей, носит, скорее, «характер местного реагирования». Каждый «узкий специалист» лечит свои симптомы, а причина болезни остается вне зоны досягаемости.
«Бьют потому, что не умеют воспитывать иначе» — такой вердикт выносят родителям семейные психологи. И все чаще говорят о необходимости психологического всеобуча родителей.
Уполномоченный по защите прав ребенка в Тюменской области Галина Калюжная предлагает в школах вместо (или вместе) с предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» ввести «Основы семейной жизни». Звучит смешно? Никто, никогда и никого этому не учил? Но и результаты соответствующие.
Родительская малограмотность не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Из-за узкого воспитательного кругозора ребенок в лучшем случае недополучит то, что мог бы, не достигнет того, что хотел бы. А в худшем — будет исковеркана жизнь не только его, но и его детей, и детей этих детей. Страшилка о «проклятии в седьмом колене» может быть не мистической, а вполне реальной и прозаической. История «о несчастливой судьбе» будет повторяться до бесконечности, пока кто-нибудь не разорвет порочный круг. И не вспомнит, что ребенок — это личность, достойная уважения.
***
фото: Все мы родом из детства;Галина Калюжная