X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Город, оставшийся картиной в раме

«Где-то есть город…» -называется одна из картин художника Бориса Паромова. На полотне — улочка, одноэтажные домики, которые есть в любом городе. Но это, конечно, Тюмень. Ведь что бы Борис Иванович ни писал, это всегда в чем-то Тюмень.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

На выставку Паромова «Тюмень уходящая» в музей изобразительных искусств люди ходят мало. Мы вообще редко посещаем музеи. Нам неинтересно. Мы почти ничего не знаем о своем городе, его архитектуре и истории, считаем, что такого рода знания нам не пригодятся. И потому неинтересно.

Даже вчера, в Татьянин день, когда вход в залы, что занимает паромовская экспозиция, для студентов бесплатный, здесь никого нет. Смотрители залов приветливо улыбаются мне и фотокорреспонденту, торопятся включить свет. Мы смотрим на картины, сотрудники музея — на нас. Мы для них немного в диковинку: пришли в музей посреди рабочего дня.

А я вдруг думаю: чтобы любить живопись Бориса Паромова, не надо быть искусствоведом или краеведом. Не надо много знать об истории Тюмени. Потому что любая из его картин натолкнет зрителя на его собственные воспоминания, на эпизоды личной истории. Это будет интересная экскурсия в свое прошлое.

— А ты помнишь эту светящуюся вывеску на кинотеатре «Темп»? — спрашиваю я у фотокора Виктории, показывая на одно из полотен.

— Нет, но я помню эти афиши…

И мне тоже вспоминаются афиши, неудобные деревянные кресла в зале, стереофильм о невесте Франкенштейна… Формат 3D еще не придумали. Значит, это мои школьные годы. И в памяти сразу всплывают разбитый асфальт дорог, заросший деревьями городской сад, сладкая вата, неказистые газетные киоски у дороги, дворики.

Это мои вспоминания, у других людей они будут иными, но все равно в чем-то общими, потому что все они связаны с Тюменью — той, что на паромовских полотнах.

Виктория Ющенко, Михаил Калянов

ДВА ПРАВИЛЬНЫХ СЛОВА

Сам же Борис Иванович собирал этюдные материалы для цикла «Тюмень уходящая» почти пятнадцать лет. На то, чтобы написать основную часть картин, потребовалось два года непрерывной работы, но он и сегодня видит и замечает то, что называют у нас «старой Тюменью», а потому некоторые полотна датированы 2009-м и 2010-м годами.

Художник создал пространство, которое сегодня можно считать историческим документом — только одухотворенным, преломленным призмой человеческого взгляда.

Городище, Затюменка, Ямская слобода, Зарека, перекрестки старого центра 50-60-х годов… Здесь «портреты домов» известных людей XIX столетия: купцов Жернакова и Шайчика, прозрачные акварельные храмы, почти невесомые у Паромова. Очень красивые.

Нет, конечно, Борис Иванович не первый и не последний тюменский художник, что пишет островки старого города. Юрий Юдин, Михаил Гардубей, Юрий Рыбьяков. список можно продолжить. Современную Тюмень они не пишут. Говорят, что в ней нет энергетики, не вдохновляет. Но Паромов — первый, кто произнес идею вслух, придумав для цикла своих работ название, которое, казалось бы, лежало на поверхности — «Тюмень уходящая » . А можно было — «Тюмень заповедная» или «Старый город». Но все не то, не совсем то.

Виктория Ющенко, Михаил Калянов

Он ухватил момент, одним из первых почувствовал то, что теперь чувствуем мы все — город меняется. И не всегда в лучшую сторону. Потому и «уходящая».

Теперь это словосочетание стало почти нарицательным, так же, как простое слово «Окраина» , которым несколько лет назад назвали городскую программу по благоустройству отдаленных от центра районов. Лучше не придумать.

НАРИСУЙТЕ МНЕ ТУ ТЮМЕНЬ

«Ту», то есть, оставшуюся в памяти. Так говорили художнику заказчики, пожелавшие приобрести его картины из цикла «Тюмень уходящая». Их было немало. Паромов создавал копии, хотя для художника это занятие не слишком интересное и даже утомительное, ведь останавливаться на достигнутом ему не хотелось, и рождались все новые образы. Но он писал копии, чтобы не распродавать цикл.

Теперь «та» Тюмень осталась в целости только на этих картинах. Нет, на полотнах других художников, конечно, тоже. Однако паромовский цикл, пожалуй, самый полный из всех.

***
фото: Борис Паромов на открытии своей выставки;Забытая вывеска, которую легко вспомнить;Дымники — настоящие и нарисованные

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта