Взять кость и отсечь все лишнее
Ребятишкам из тобольской художественной школы имени Перова пока не доверяют мамонтовую кость — слишком уж та дорогая. И даже оленьи рога пока для них под запретом. Так что они учатся вырезать фигурки в основном из кости коровы.
И даже из этого материала у них получаются маленькие, но все-таки шедевры. Несколько десятков фигурок украшают витрины в холле тюменской художественной школы имени Митинского. Их привезли из Тобольска
— одного из трех городов России, где учат резьбе по кости.
— В нашей школе этому не учат, нет педагога, — завуч Елена Котляр отпирает стеклянные дверцы витрин, чтобы мы могли взглянуть на крохотные фигурки поближе.
— Так что наши ученики с удовольствием рассматривают работы и удивляются, насколько их тобольские сверстники усидчивые. Работа-то кропотливая!
И правда, чтобы получить, например, вот эту фигурку песца, выгнувшего спину, необходимо сначала сделать набросок на бумаге. Так что резчики учатся не только обращаться с инструментами, но и рисовать.
Лишь опытный мастер может сразу перенести портрет зверька на костяную заготовку. Поэтому преподаватель тобольской школы, мастер-косторез Юрий Климов настаивает, чтобы ученик попробовал вырезать эту фигурку из дерева — более податливого материала. И только потом ребята берут в руки костяные заготовки и инструменты.
… Я удивилась тому, что среди учеников Климова много девочек. Могу представить, как они готовят костяную заготовку, обезжиривают ее и отбеливают. Но как тринадцатилетние девочки управляются с ножовкой, косарем (тяжелым ножом), как делают на кости большие и крохотные сколы — на это хотелось бы посмотреть. Тем более что работа резчика (как и любая другая) таит много хитростей, знания о которых ученикам может передать только мастер. Например, песец, о котором шла речь выше, изогнул спину не случайно — его позу продиктовал изгиб трубчатой кости или, как ее называют сами косторезы, «цевки».
Елена Котляр, хотя сама мастерством резьбы по кости не владеет, но знает, что каждая фигурка вырезается исходя из размера и формы заготовки. Так что самое главное — увидеть в кусочке кости будущее произведение искусства, а затем взять инструменты и, как учил Микеланджело, отсечь все лишнее.
А для зрителя, который, например, пришел выбрать костяное украшение для своего дома, главное на выставке — не технология создания фигурок, а образы, которые они несут. Образов много, есть по-детски трогательные, а есть по-взрослому вдумчивые. Элегантные лошади, ушастые зайцы-беляки, ажурные закладки для книг, замысловатые броши, ножи-листорезы, похожие по форме на охотничьи, игольницы, в глубине которых прячутся кусочки поролона. Чего только юные мастера ни придумали!
Вот сельская сценка: мужичок играет для дамы своего сердца на гармони. Вот человек в малице держит в руках неуместный, казалось бы, фотоаппарат и наводит объектив на своего сынишку, радостно позирующего. Под ногами у них вертится лайка.
Чем больше вглядываешься в костяные лица, тем быстрее фигурки оживают.
Бросающуюся в глаза композицию вырезал 14-летний Денис Половников, использовав при этом рог коровы, дерево и цевку. Свое творение он назвал просто — «Тобольск». И объяснять больше ничего не надо: огромная рыба, разинув рот, старается заглотить кораблик. А на спине у рыбы — город. Конечно, это Тобольск, навсегда связанный с именем Петра Ершова.
А вот мальчик держит в руках птицу и показывает ее девочке, вероятно, сестренке. Малышка стоит, вытянув шею вперед. Во всей крохотной фигурке читается любопытство.
Я вдруг ловлю себя на том, что сама стою у витрины в точно такой же внимательно-любопытной позе, как эта девочка из кости.
***
фото: Композиция «Тобольск»;Образы, придуманные юными резчиками;Елена Котляр показывает скульптуру «Фотограф»