Арто — знаменитый человек, но мы его не знали
Об Антонене Арто, актере, режиссере, художнике и теоретике театра, тюменский зритель, и вправду, знает мало. Или вообще ничего.
Он творил в 20-30-х годах прошлого века во Франции. Для Тюмени наших дней стал открытием, как справедливо написали в пресс-релизе к этому событию. Выставка «Арто. Театр и его двойник» открылась 3 февраля в холле четвертого этажа Тюменского драматического театра — 2l планшет с фотографиями и текстом. Это большой рассказ о жизни неоднозначного режиссера, которого сами французы называют великим и странным одновременно.
… Я долго всматривалась в содержимое планшетов, пытаясь понять, кому же они посвящены. Имя Арто мне ни о чем не говорило, как и большинству пришедших на открытие. Жан Марэ? Знаем, видели фильм «Горбун», многосерийный «Жозеф Бальза-мо» и другие картины. Жана-Поля Бельмондо тоже знаем. Обязательно вспомним Алена Делона. Сможем назвать еще три-четыре известных французских имени. Но кто же такой Антонен Арто? Знают, наверное, театроведы и режиссеры, потому что обычному зрителю вряд ли придет в голову раскапывать информацию об актере театра и кино, жившем почти век назад. Тем более что видеоматериалов об Арто не так уж много: только несколько кинолент. А как он играл на сцене, мало кто из ныне живущих французов может помнить.
Времени на разглядывание фотографий и чтение текстов всем хватило: генеральный консул посольства Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф, который должен был проводить церемонию открытия экспозиции, задержался.
… Как рассказывают интернет-ресурсы, выдающие на запрос «Антонен Арто» огромное количество ссылок, герой театральной экспозиции был человеком неспокойным. Говоря о нем, знатоки французского театрального искусства даже применяют словосочетание «шоковая терапия». Попробуем хоть немного приподнять завесу и предположить, в чем причина шока.
При жизни Арто чаще всего называли вовсе не великим, как теперь, а сумасшедшим. Он действительно страдал психическим расстройством, часто лечился в клиниках и с юности был зависим от сильнодействующих лекарственных препаратов.
Он стал известен как поэт, затем как актер театра и кино. К сожалению, спектакль «Трехгрошовая опера», поставленный режиссером Георгом В. Пабстом, мы уже не посмотрим. Но фильмы с участием Арто найти можно. «Лукреция Борджиа», снятая Абелем Гансом, «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера и другие ленты сохранили пластику, мимику и голос актера.
Арто не просто интересовался театром, он создал собственную теорию о том, каким театр должен быть. Был убежден, что в ходе спектакля актер должен оказаться в таком же положении, как обычный человек в пограничном состоянии. Грубо говоря, на сцене не столько разыгрывалась трагедия, сколько переживалась актерами по-настоящему. Так родился крюотический театр Арто, или «театр жестокости». И хотя в нем показывали человеческие страдания, это были страдания ради очищения. Критики в голос говорят, что театр Арто — это антитеатр. Сама его суть — в отрицании лицедейства.
Правда, театральная система Арто до сих пор не нашла адекватного воплощения на сцене. Можно даже сказать, что она умерла вместе со своим создателем.
Американский писатель Сьюзен Сонтаг в своем эссе об Арто пишет: «Еще десять лет назад неизвестный за пределами узкого кружка почитателей, сегодня Арто — классик. Но классик непокладистый: это автор, которого культура пытается разжевать, но, по сути дела, никак не раскусит».
И правда, написано об Арто много, но все написанное, скорее, предположения, нежели детальный анализ. Не потому ли и шок, что понять великого и сумасшедшего француза ни современникам, ни потомкам так и не удалось? Он умер в Париже в 1948 году. Информация на планшетах выставки хоть и структурирована от начала деятельности Антонена Арто к ее завершению, собрать ее воедино в своей голове нелегко. Здесь пригодилась бы пояснительная записка, а лучше буклет или даже книга. Их, к сожалению, на выставке нет. Придется побегать по книжным магазинам.
Экспозиция организована при поддержке генерального консульства Франции в Екатеринбурге.
Когда генеральному консулу Пьеру Филатофф задали вопрос: «Зачем надо было везти в российскую провинцию эту выставку?», он ответил, что руководство тюменского театра посчитало ее интересной. Директор театра Владимир Коревицкий называет открытие экспозиции укреплением международных связей. А для нас, зрителей, это шанс узнать что-то новое.
***
фото: Планшет номер два с фотографией Антонена Арто;Пьер Филатофф на открытии экспозиции;Впечатлениями от выставки делится одна из первых посетительниц — Марина Семеновна.