Дом, где снова собираются люди
Синагога. Дата открытия — 1912 год.
Для этого выпуска рубрики « Фотооткрытка» фотографии как раз и не понадобилось. Вместо нее мы решили поместить в традиционную для рубрики рамочку… картину.
ОНА КАК ЧЕЛОВЕК…
Мало кто видел эту работу художника Александра Чемакина. На выставках она не бывала, потому что художник писал ее по заказу, сразу после восстановления синагоги в 2001 году. И заказчик не ошибся, выбрав Чемакина.
Художник вырвал ее из окружения элитной застройки, поставив в чистом поле. Она совершенна простотой линий, отсутствием ненужных декораций, пронзительным одиночеством. Просто дом, в котором собираются люди (само слово «синагога» обозначает «дом собраний»), который всегда ждет людей.
И еще Чемакин наградил этот дом душой. Можно даже сказать, что он написал портрет здания, словно перед ним была не только что отреставрированная синагога, а живой человек. Окна смотрят, словно глаза. Стены, будто слегка ежатся от ветра. Синагога в исполнении художника не выпячивает колесом грудь, она чуть наклонилась, как уставший, но выносливый путник.
СОЗДАНИЕ, РАЗРУШЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ
По сравнению с другими храмами тюменская синагога — очень маленькая, камерная, уютная. Причем снаружи она выглядит даже меньше, чем изнутри, потому что взгляд не улавливает наличия цокольного этажа. Но он есть, и был запланирован еще в 1911 году, когда синагога только закладывалась.
Тогда по инициативе ялуторовского раввина Айзенштадта в Тюмени на средства местной еврейской общины была заложена синагога.
Тюменская община была небольшой, всего около трех сотен человек. До начала строительства синагоги община не имела своего дома собраний: люди собирались в наемном помещении на улице Спасской. Но уже в 1912 году открытие нового дома состоялось. Сейчас его адрес — улица Кирова, 44.
В те далекие годы это место считалось центром жизни тюменских евреев. Неподалеку стояли дома и торговые лавки купцов Шайчика и Брандта.
Открывали синагогу торжественно. Газета «Сибирский листок» тогда писала: «Члены еврейской общины во главе с кантором и раввином, взяв свитки, при пении псалмов, двинулись в новое помещение синагоги. Впереди процессии шли дети с зажженными свечами <...> Разрезать ленту у входной двери (оказывается, уже тогда существовала такая традиция! — О.Ч.) попросили бывшего городского голову купца Текутьева».
И все, казалось бы, складывалось хорошо. Однако синагогу в 30-е годы на волне антицерковных акций постигла известная участь: наряду с церквями и мечетями ее закрыли, а здание передали местным хозяйственным органам. В административном отделе окружного исполкома нашелся список прихожан, в котором значилось 80 человек. Но, вероятнее всего, постоянных посетителей дома собраний было больше, просто они не были занесены в список.
Общине предъявили те же претензии, что назывались при закрытии всех храмов: «отсутствие учета и записи приобретаемого имущества, неприятие мер к производству необходимого зданию ремонта, бесхозяйственное содержание, отказ от уплаты налогов» и т.д.
… Между строительством синагоги и решением Тюменского облисполкома признать ее архитектурным памятником (в 1990 году) прошло почти 80 лет. За это время зданию пришлось пережить много испытаний: в нем размещались общежитие, библиотека, склад, музыкальная школа, филиал филармонии, тюменская контора «Союзаттракцион». Испытания чуть не погубили это историческое сооружение.
В 1993 году в практически разрушенном состоянии синагогу передали религиозной организации «Мадрегот» («Ступени»). Чтобы возродить памятник архитектуры, требовалось серьезное финансирование. Участок земли в центре города, что занимала «руинированная» синагога, был лакомым кусочком. Многие застройщики хотели бы поставить на нем жилую многоэтажку. Рядом уже вырос краснокирпичный дом улучшенной планировки.
Но синагога не исчезла. Один из руководителей ТНК — Герман Хан оказал финансовую помощь, и синагога начала возрождаться. В декабре 2001 года памятник архитектуры восстановили. Проект реставрации выполнил архитектор Геннадий Бордаков. Главный строитель Николай Дьячков (позднее он занимался реставрацией Ильинской церкви).
О реставрации синагоги подробно рассказывает один из очерков книги «Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается…» Его автор Рафаэль Гольдберг в то время возглавлял общество еврейской культуры «Авив» (« Весна») и руководил восстановлением синагоги. В его очерке есть выписка из акта технического состояния здания перед началом реставрации: «<.> стены имеют многочисленные выбоины, внутренние стены разобраны. В подвале мусор, горелые балки перекрытия. Имеется локальное разрушение северо-восточного угла. <.> Перекрытия — нет. Крыши — нет, водосток утрачен. Главы, шатры, их конструкция и покрытие — нет…»
И это еще не все. В ходе реставрации обнаружилось, что одна из стен практически висит в воздухе, держась на единственном ряде полуразрушенных кирпичей. Рухнет не сегодня, так завтра. Специалисты-строители посоветовали установить внутри здания железобетонный каркас (или «стакан»), стянуть дом железобетонным поясом.
Еще одна беда — грунтовые воды, что заливали цокольный этаж. Пришлось беспокоиться о гидроизоляции.
Много сил, времени, средств и человеческой поддержки потребовалось, прежде чем синагога стала такой, какой мы ее видим сегодня. И какой запечатлел ее художник Чемакин.
***
фото: Репродукция картины Александра Чемакина;Синагога во время реставрации в 2000-2001 годах.;Синагога во время реставрации в 2000-2001 годах.;Синагога во время реставрации в 2000-2001 годах.