Точный лампочный расчет
Внедрение в повседневную жизнь энергосберегающих технологий прекрасно. Но вызывает множество вопросов. Только найдешь ответ на один — появляются другие.
Новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги в начале года никогда и никого не радуют. Первых квитанций ждут, как вестей с фронта: прорвемся — не прорвемся, выживем — не выживем. Заранее предугадать масштабы потерь невозможно. Приходится действовать по ситуации. В таком режиме нервного ожидания проходят у большинства первые недели года.
В этом году январские квитанции удивили дважды. Во-первых, ростом цен (немного тут, немного там, получается, как в супермаркете — взял сущую мелочь, а раскошелиться пришлось больше, чем планировал). А во-вторых, дополнительной строкой — «утилизация ртутьсодержащих отходов»
Размер нового тарифа, вроде бы, смехотворный — пять копеек с квадратного метра жилплощади. В месяц с «хрущевки» в 60 квадратов получается всего три рубля, за год — 36. Стоит ли обращать внимание на такую мелочь? Но вопросы все-таки возникают.
Такие «льготные» условия утилизации энергосберегающих ламп получат только те, кто живет в муниципальных квартирах. Для них новый муниципальный тариф будет практически незаметен.
Но таких квартир в городе — меньшинство. Кампания 90-х годов по приватизации жилищного фонда сделала свое дело — практически все жилье перешло в собственность. Затем нас убедили в том, что каждому дому надо избрать один из трех способов управления — управляющая компания, ТСЖ (ЖСК) или непосредственное управление. Теперь владельцы приватизированных квартир, живущие в домах, избравших способ управления, все больше сталкиваются с оборотной стороной этой медали.
На особом положении «частники» оказались и в плате за утилизацию ртутьсодержащих ламп. Для них «цену» имеют право назначать обслуживающая дом управляющая компания или ТСЖ. Исходя из собственных расчетов, затрат и понимания ситуации. Причем сумма может быть никак не привязана к пяти копейкам «муниципалов». Известны факты, когда одна из частных управляющих компаний предлагала жильцам платить за утилизацию ламп по 16 рублей в месяц с двухкомнатной квартиры и 18 — с трехкомнатной. Причем речь шла не об элитных квартирах в 300 квадратов, а об обычных «хрущевках».
Аппетиты управляющих компаний и ТСЖ сдерживает только необходимость согласования тарифа с общим собранием жильцов дома. Народное возмущение и в данном случае сделало свое дело — «предприниматели» пошли на попятную, отменив начисления.
Но общее собрание жильцов, которого требует Жилищный кодекс, вещь ненадежная. «Хотели, как лучше», но чего-то не учли. Собрать в одно время и в одном месте более половины собственников квартир очень трудно. И треть-то не всегда не получается. Поэтому председатели ТСЖ охотно пользуются заочной формой голосования. Никуда ходить не надо: подписал бюллетень — и готово. Но там, где все слишком легко, обязательно найдется обходной путь.
Сколько судов прошло между жильцами и правлением ТСЖ! Доказать свою правоту молчаливому большинству, оказывается, совсем не просто. Не коснется ли это в будущем и тарифа на утилизацию ртутьсодержащих отходов?
У многих возникает вопрос: «Почему я вообще должен этот тариф платить?» И далее вполне понятное недоумение: «У меня и ламп-то таких дома нет». Ведь, несмотря на массовые призывы, далеко не все поспешили расстаться с привычными «ильичевками» и приобрести энергосберегающие.
Но оказалось — даже при отсутствии ламп отказаться от платы за их утилизацию нельзя. Ни «частникам», ни «муниципалам». Плата относится к той части жилищно-коммунальных услуг, которая связана с обслуживанием общедомового имущества. Живешь в доме — плати! Как за вывоз мусора вообще. Никто не знает, сколько ты его накапливаешь и выносишь. Даже если всего один пакетик в год — платишь, как все, пропорционально занимаемой жилплощади. Кому-то это кажется абсурдным, кому-то — логичным, но все жилищные услуги начисляются по квадратным метрам.
При подготовке экономического обоснования для начисления муниципального тарифа на утилизацию ртутьсодержащих отходов учитывалось: среднее накопление таких ламп на «квадрат» (0,12), их средний срок службы (10000 часов), среднее количество отработанных ламп в год (1,45 шт.), вместимость одного спецконтейнера для их хранения (157 шт.)… Всего около полутора десятков показателей. В зависимости от того, сколько может накопиться, рассчитано, сколько и как часто (два раза в год) надо вывозить. Высчитана и средняя стоимость одного такого рейса — 1650 рублей с учетом НДС. Таким образом, львиную долю нового тарифа составляет плата за транспортировку «опасного груза».
Можно ли было сделать этот тариф меньше? Например, заказать обычные, а не специальные контейнеры для сбора и хранения ртутных ламп, поставить их не в специально отведенном помещении, а просто на улице в открытом доступе, и увозить «бой» раз в год? В городском комитете по экологии уверены, что такая «экономия» обошлась бы значительно дороже. И с точки зрения безопасности, и затрат. О токсичности паров ртути хорошо известно. Если бы простой контейнер перевернулся, демеркуризационные работы и утилизация зараженного грунта потребовали бы десятков тысяч рублей. В одном из городов России, например, установили открытые павильоны, поставили в них обычные контейнеры, а неизвестные хулиганы все разгромили.
Пока для большинства новый тариф кажется каким-то искусственным, притянутым за уши: «Лампы только-только поставили, они и перегореть не успели, а уже — плати!» В рассуждении есть смысл. Но есть он и в другом. С 2014 года производство ламп накаливания в России будет полностью прекращено. Хотим мы того или нет, придется полностью переходить на энергосберегающие. Может, тогда и стоило бы взимать плату за утилизацию? Может быть. Но лучше, как известно, сани готовить заранее. Пока утилизировать надо немного, рассуждают экологи, можно отработать всю систему, учесть ошибки. И не повторять их.
И все-таки тариф на утилизацию не должен быть тарифом за воздух. Он должен будет взиматься по факту. По факту готовности управляющей компании создать такие условия, при которых даже одну перегоревшую лампочку в год было бы куда выбросить.
***
фото: