Год учителя: надежды, опасения и итоги
Первое в этом году заседание постоянной комиссии по социальной политике получилось почти вдвое длиннее, чем предполагала повестка. Потому что простой отчет об организации и проведении мероприятий, посвященных Году учителя (так был назван 2010 год), депутаты превратили в дискуссию.
ГЕНДЕРНЫЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПРОРЫВЫ
Год учителя, по мнению Павла Крекова, директора городского департамента образования, был нацелен на то, чтобы поднять престиж профессии учителя. Для этого провели множество конкурсов, пиар-акций, открытых уроков. Наградили лучших, самых творческих и активных педагогов. На мероприятия, гранты и награды было потрачено пять миллионов рублей, а вознаграждение победителя главного и самого масштабного конкурса «Учитель года» составило 50 тысяч рублей.
Случились и другие приятные прорывы. Прошлый год, по словам Павла Владимировича, отмечен значительным сокращением вакантных мест в школах. Сегодня их осталось 52. Директор департамента считает это неплохим результатом.
— У нас появилось много молодых учителей, — рассказал Креков. — 150 человек. 11 из них — мужчины. Известно, что в школе работают в основном женщины, так что удалось разбавить женские коллективы.
Все вместе (и молодые, и уже опытные педагоги) в течение года готовили школьников к городской и региональной олимпиадам, где тюменские ребята показали более высокие результаты, чем в 2009 году. (Разве что с физикой нашим старшеклассникам не повезло: не осилили задания региональной олимпиады и наполовину — О.Ч.)
Удалось также обеспечить некоторых молодых учителей жильем: им предоставили 26 комнат в общежитиях.
— Этого, конечно, недостаточно, — говорит Павел Креков, — но большего мы пока сделать для них не можем.
ЧЕМ УДЕРЖАТЬ?
Депутаты, впрочем, едва дождались окончания доклада, чтобы задать свои вопросы. Их, в первую очередь, интересовала заработная плата учителей.
Каждая школа гордится тем, что в ее штате работают не только выпускники вузов, но и специалисты, имеющие ученые степени. Депутат Павел Вавилов в связи с этим спросил о размере доплаты за ученую степень.
— Кандидаты наук получают на 1200 рублей больше, чем обычные учителя. Докторов наук в школах города нет, — ответил директор департамента.
— Тогда скажите, сколько получают молодые специалисты? — поинтересовался Павел Валерьевич.
— Средняя зарплата составляет 14 тысяч рублей. Это со всеми надбавками.
Депутаты возмутились: если 14 тысяч — средняя зарплата, то есть молодые педагоги, которые получают всего шесть-восемь тысяч рублей?
— Поднять заработную плату мы не можем не только из-за нехватки денег, — заверил Павел Креков. — Многие молодые специалисты пока не в состоянии взять на себя достаточную нагрузку, чтобы зарабатывать больше. Есть, конечно, единицы, у которых это получилось. Например, в одной из городских школ есть молодой преподаватель физкультуры, который замечательно ладит с детьми, имеет большую нагрузку. Не только уроки ведет, но и дополнительные занятия в кружке. Вот он получает порядка 26 тысяч рублей в месяц.
— И ночует на работе за эти деньги! — комментирует кто-то из зала.
У депутата Альбины Селезневой нашелся другой животрепещущий вопрос:
— Учителя жалуются, что их завалили отчетами. Даже завучи вместо того, чтобы заниматься учебно-воспитательной работой, целыми днями вынуждены заполнять бумажки.
— Знаю об этом. Мы делаем ставку на электронные отчеты, которые заполнять и представлять в департамент значительно быстрее и удобнее, чем бумажные, — объяснил Павел Владимирович. — Надо только обучить учителей их заполнять. Причем делать это вовремя и правильно.
— Но ведь текстовая документация никуда не денется? — уточняет Альбина Селезнева.
— Нет, ее тоже придется заполнять.
… Хотя Павел Креков и говорит, что из 150 молодых специалистов, что пришли в школы в прошлом году, только десять процентов сменили работу, депутаты опасаются повторного оттока из школ молодых специалистов.
— Чем будем удерживать их на рабочих местах? — задаются они вопросом.
***
фото: Павел Креков отчитывается об итогах Года учителя;Депутат Владимир Подушко;У депутатов Альбины Селезневой и Ирины Шутовой есть вопросы;Депутаты Павел Вавилов и Максим Матейкович